Выставка достижений физкультуры и спорта |
Tweet | Посетителей: | 34027 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Выставка достижений физкультуры и спорта
Главный_редактор 21-01-2013 00:00 |
Выставка достижений физкультуры и спорта
Случайно получилось, что я оказался в воскресенье утром на ВВЦ (ВДНХ). ВДНХ был завален снегом и был практически пуст. Изредка я встречал отдельных прохожих, мимо пробегали спортсмены и лыжники. Для москвичей, привыкших, что ВДНХ – это место, кишащее людьми, эта картина покажется странной. Но зато только при таких обстоятельствах мне и удалось, наконец, разглядеть красоту этого места. А чуть позже даже сделать открытие, благодаря которому я и пишу этот пост на нашем спортивном сайте.
Вообще, ВДНХ – место, без преувеличения, удивительное. В истории ВСХВ (всесоюзная сельскохозяйственная выставка), ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства), а позже ВВЦ (всероссийский выставочный центр) есть достаточно загадочные, а местами даже мистические моменты. Многие исследователи обоснованно говорят, что это место сакральное, изначально созданное для отправления нового псевдо-религиозного культа. И строения ВДНХ – это храмы этого культа. При этом, некоторые считают, что поскольку марксистская философия материалистична, то и павильоны символизировали материальные блага, которые в сознании народа имели вид пищи — хлеба, мяса, молока и т.п. Другие видят в ВДНХ часть новой энергосистемы власти, в которую входят и Сталинские высотки, и не построенный Дворец Советов. Третьи доказывают, что этот культ значительно более сложный и ему сознательно придан внешний вид «рая на земле», а глубинно корни этого культа ведут к масонам, чему множество символьных доказательств. Есть и еще более сложные гипотезы.
В любом случае, даже обычный посетитель, и даже при условии обычной беготни по аттракционам и торговым павильонам, не может не обратить внимания на явно выраженный символизм зданий, скульптур, барельефов. Более того, хотя это можно увидеть лишь в плане или с высоты птичьего полета, сама схема ВДНХ – огромный символ, черты которого сейчас уже несколько затеряны перестройками и расширением территории до 237 гектаров. Но изначально, на этапе создания, когда парк планировался размером 136 гектар и содержал 250 строений, это было не так. Я не буду погружаться в подробную историю, но некоторые ключевые моменты истории и интересные гипотезы упомяну.
Идея открытия Всесоюзной выставки была озвучена на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников, 17 февраля 1935 года. И в тот же день (!) было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) (за подписью Сталина и Молотова) «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве». После проведённого всесоюзного конкурса, главным архитектором ВСХВ стал Вячеслав Константинович Олторжевский. К 1937 году, в честь XX-летия Советской Власти, ВСХВ должна была быть построена и открыта сроком до 100 дней, но из-за срыва сроков по строительству, открытие было перенесено сначала на 1 августа 1938 года. Однако, 11 июля 1938 года, директором ВСХВ Олтаржевский был отстранён от дел, после чего архитектор был репрессирован и сослан в Воркуту (причем не ясно за что именно). В воркутинском лагере специалисту по многоэтажным зданиям, который целых 10 лет перенимал опыт строительства небоскребов в Соединенных Штатах Америки, приходилось довольствоваться проектированием одноэтажных бараков. Главным архитектором ВСХВ был назначен С. Е. Чернышёв — автор генерального плана Москвы 1935 года. В результате, ВСВХ была открыта только 1 августа 1939 года. Об этой дате напоминает сохранившаяся арка Главного входа (сейчас это Северный Вход за спиной «Рабочего и колхозницы»).
И тем не менее, следует остановиться именно на плане Олторжевского, идеи которого, несмотря на репрессии, лежат в основе всего комплекса до наших дней.
Одна из таких мистических историй рассказывает о том, что Вячеслав Константинович задумал сделать выставку не просто культурным центром Советского Союза, а центром всей Вселенной.
Если посмотреть на генеральный план ВСХВ, можно увидеть, что площадь механизации, являясь центром выставки, напоминает солнце, вокруг которого расположились девять планет. На этой площади, мистическом центре, по его задумке, должна была возвышаться фигура В.И. Ленина. От Площади механизации, как от библейского Древа Жизни, разбегаются четыре источника, которые в точке пересечения, как в системе координат, образуют начало всех начал. Эта система сформирована с математической точностью - как египетские пирамиды - и заключена в правильный восьмиугольник - христианский символ обновления и обретенного райского блаженства. Эти знаки сочетались с огромным крестом и всевозможными символами буддийских и индуистских мифов.
После ареста Олторжевского план постройки серьезно изменился. Часть зданий его плана разобрали. Но самым удивительным для того времени, что из плана Олторжевского убрали две ключевые фигуры: с площади Механизации была убрана статуя Ленина (с 1961 года на этом месте стоит копия ракеты «Восход»), ее заменила статуя Сталина.
Странность ареста архитектора, некоторые исследователи объясняют тем, что некоторые его идеи не вписывались в некую общую эзотерическую концепцию, о которой, не исключено, не знал и сам архитектор. Может быть, его сняли с должности именно потому, что он вмешивался в планы строительства и многое менял. Эта гипотеза вполне кажется правдоподобной, потому что среди приближённых Иосифа Сталина были люди, имеющие доступ к оккультным, эзотерическим знаниям, курировавшие в том числе и тайные экспедиции. Вполне возможно, что они убедили Сталина построить огромный культовый комплекс, который каким-то образом мог увеличить власть партии. Правда, чтобы такая сложная система работала, все её части должны быть идеально согласованы. Олторжевский мог поплатиться именно за это.
Об открытии некогда созданной им выставки Вячеслав Олторжевский узнал лишь из киножурнала, который показывали в лагере. Выставка проработала до 1941 года – до начала войны. В войну здесь стояли зенитные установки. Уникальную энергетику места подтверждает тот факт, что за все время войны на территорию ВСХВ (тогда площадью 135 гектаров) не упала ни одна вражеская бомба! Кстати, вскоре после закрытия выставки, в 1942-м году, Олторжевскому также неожиданно вернули свободу, как в свое время и отняли. И более того! – после этого он стал личным консультантом Сталина по вопросам высотного строительства. Кстати, по воспоминаниям его друзей, сам Вячеслав Константинович после освобождения так ни разу и не посетил свое творение. Хотя он умер в 1966-м году, и еще мог застать измененную выставку.
Второе открытие выставки произошло 1-го августа 1954-го года. Руководил реконструкцией выставки великий советский скульптор Евгений Вучетича, павильоны напоминали дворцы и храмы. Они были намного более пафосными чем сейчас - в 1955 года в СССР началась кампания по борьбе с излишествами в строительстве, от которой пострадали и выставочные павильоны, лишившиеся многих фрагментов декора. Но это уже было вряд ли связано с некими эзотерическими идеями – просто тогда было принято в архитектуре демонстрировать силу страны. СССР за это время превратился из аграрной страны в промышленно-индустриальную, а потому через два года выставка стала называться - ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства). Факт отсутствия тайных смыслов в реконструкции косвенно подтверждает и то, что фигура Сталина была демонтирована с мистического центра (замечу, что Сталин был еще жив!), ее планировали перенести на Площадь Колхозов, но в 1953 году его, после развенчания культа личности, это место занял партер фонтана «Каменный Цветок».
Правда фигуры Ленина и Сталина были установлены около отстроенного нового центра ВДНХ – Главного павильона (позднее павильон СССР, а сейчас павильон Ассамблеи народов России). Слева стоял Ленин, справа Сталин. После разоблачения культа личности Сталина его скульптура была демонтирована, а бронзовый Ленин, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции в 1970-м году (к столетнему юбилею вождя мирового пролетариата) был установлен на постамент в сотне метров от фасада здания. Рядом был открыт фонтан «Дружба народов». Шестнадцать позолоченных наяд в национальных костюмах символизировали союз всех республик. Правда вскоре, когда Карело-Финская ССР была расформирована и республик осталось только пятнадцать, символика в очередной раз разошлась с реальностью. Одну фигуру убрали и один герб на Главном павильоне заварили металлическим листом (что и сейчас видно). Правда, на огромном золоченом гербе на этом павильоне ленточек союзных республик до сих пор шестнадцать. Но эта символика, на мой взгляд, явно имеет внешний характер, лишенный мистического смысла.
А то, что эти смыслы существуют и, иногда, совершенно неожиданного толка, можно увидеть по некоторым удивительным гипотезам. Одна из них так поразила меня, что я даже не буду ее пересказывать – прочитайте сами здесь – а то я там даже некоторые слова не понимаю. Просто цитата для затравки: « Коллективное бессознательное русскоязычного региона выстроило в виде мандалы руководства свою, так сказать, "корневую" и "целевую" сакральность (то есть свое коллективное сознательное) не на Красной площади, как это может показаться на первый взгляд, а на ВДНХ. "Народное хозяйство" как идея в процессе трансцендирования, символизации и харизматизации советского общества сложилось на ВДНХ в сложнейшую констелляцию означающих.»
Эту статью я тут упомянул не случайно. Согласно гипотезы, описанной в ней, эзотерическим центром является фонтан «Золотой колос», расположенный в пруду по прямой сзади павильона «Космос». И именно туда я забрел во время своей воскресной прогулки. Ничего про «особенность» этого места я тогда не знал. А потому просто полюбовавшись видами, я стал возвращаться не обратно к центральной площади, а пошел по боковой дорожке, обходя павильоны справа, в сторону опытного поля и недавно построенной часовни. Вероятно, что я даже шел на звук – на часовне висели колонки, из которых играла протяжная, очень русская, если так можно сказать, музыка, заполнявшая все белоснежное пространство этого совершенно пустого уголка ВДНХ.
Вид от павильона 27 на центральную часть ВВЦ
Так вот, обходя стороной центральную часть ВДНХ, я вдруг в глубине леса, практически у прудов, увидел небольшой павильон, о существовании которого я никогда не знал. Павильон имел номер 27 и на большинстве карт ВДНХ он даже не обозначен.
<
Подойдя к нему, я чрезвычайно удивился – более всего тому, что мне никогда не приходило в голову, что на выставке достижений народного хозяйства, со стремлением государства увековечить все победы страны, такой павильон должен был быть обязательно – но я никогда об этом не думал. Павильон назывался «Физкультура и спорт».
Здание этого павильона было построено в 1940 году под экспозицию павильона Международной организации помощи борцам революции (МОПР). Архитекторы М.3.Краевский, Ф.Я.Бялостоцкая. 25 мая 1941 года в павильоне размещена экспозиция новых республик Советской Прибалтики. Но как павильон прибалтийских республик он проработал всего пару месяцев - как я уже говорил, в начале лета 41-го ВСВХ была закрыта. В 1954 году, после повторного открытия выставки, павильон открыт уже под названием "Физическая культура и спорт".
В интернете я нашел, что справа от павильона "Физкультура и спорт" раньше находилась скульптура "Альпинистка". Автор этой работы Евгений Михайлович Абалаков - выдающийся советский скульптор и альпинист, заслуженный мастер альпинизма (1934). Он совершил восхождения не менее чем на пятьдесят вершин, первым покорил Пик Коммунизма (Памир, 7495 метров, 1933 г.) проводил научные исследования, изучал и наносил на карты горные хребты и ледники Памира и Тянь-Шаня. В годы Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, участвовал в битве за Москву, обороне Кавказа, преподавал в школе военного альпинизма. В 1932 году Евгений Абалаков закончил Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова, стал членом Союза художников СССР, он автор многих картин и скульптур. Сейчас скульптура ликвидирована- остался только "осовремененный" постамент.
Павильон небольшой, но состояние его совершенно удручающее. По своему виду он давным-давно заброшен. На крыше павильона когда-то находились несколько статуй спортсменов с флагами, а сейчас виден только символ значка ГТО, как и на боковых фронтонах.
На задней части павильона сохранилась доска со словами Всесоюзного старосты М.И.Калинина:
«Физкультура и спорт являются значительным фактором в создании здорового, сильного, ловкого, находчивого, отважного, умеющего бороться с препятствиями, уверенно смотрящего вперед человека».
Боковые окна первого этажа заколочены и заложены кирпичом,
а на дверях висит замечательная бумажка: «Мы переехали в 37 павильон «Птицеводство»»
Единственное, что выдавало тот факт, что об этом павильоне хоть кто-то помнит было то, что дорожка к нему была расчищена (чего нельзя сказать, например, о павильоне «Книги» расположенном не очень далеко»).
Хотя игровая площадка рядом – тоже вся разбитая – была занесена полутора метрами снега,
над которым выступала надпись «Позитифффчег» на борту игровой коробки.
К этому «позитивчику» мне добавить нечего.
Константин "Кот" Белый, 2013