От Городца до Софии. Часть 2. Дунилово-Вичуга-Кинешма. Пассионарная глубинка |
Tweet | Посетителей: | 33522 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. От Городца до Софии. Часть 2. Дунилово-Вичуга-Кинешма. Пассионарная глубинка
Главный_редактор 14-12-2016 00:00 |
От Городца до Софии. Часть 2.
Дунилово-Вичуга-Кинешма. Пассионарная глубинка.
В конце 2016 года, как я уже писал здесь, я совершенно неожиданно для себя «встретился» в Софии с Александром Невским. Это само по себе нежданное открытие оказалось вдвойне символичным, поскольку в начале года я уже обращался к памяти русского Святого князя во время своего майского путешествия, когда посетил Городец на Волге.
Вообще, майские путешествия – моя давняя традиция. Иногда это поездки всего на день, а иногда на все праздники. В этот раз я поехал на трое суток, хотя маршрут был настолько насыщен достопримечательностями, что можно было бы спокойно потратить на него неделю. Но все дело в том, что в этих краях я был много-много раз, а потому большинство интересных мест уже неоднократно видел и осматривал проездом – просто было интересно, что тут изменилось за прошедшие несколько лет. А все потому, что главной целью моего путешествия был Городец – место смерти Александра Невского. Но маршрут мой традиционно представлял кольцо. Проходило оно через столицы трех регионов – Владимир, Иваново и Нижний Новгород. Во Владимире, Суздале и Кидекше и Иваново я вообще не останавливался – я там был десятки раз. Некоторые мои рассказы об этих местах можно посмотреть по ссылкам. Но в некоторым местах я, все-таки, задержался и эта часть рассказа именно про них.
Дунилово
Первая моя остановка была в удивительном месте, о котором почти никто не знает, и о котором я расскажу ниже. Но по пути к нему я проехал другое место, отлично известное миллионам россиян, хотя живет здесь всего 25 (двадцать пять!!!) человек – Малинки. Это те самые Малинки, воспетые ивановской группой «Дискотека Авария» в 90-ые. Само по себе Малинки - это просто малюсенькое село в шести километрах от восточной границы Иваново. Но здесь в 90-ых был (есть он и сейчас) туристический комплекс, куда очень любила приезжать тусить ивановская молодежь. В свое время я тоже провел здесь пару дней. Комплекс как комплекс, со стандартным набором услуг. Но ведь стал знаковым местом!
Интересно, что от Малинок ровно 15 километров по дороге до ночного клуба «Авария» в Иваново, в котором в своё время и выступал коллектив «Дискотеки Аварии». А вот если от Малинок проехать те же самые 15 километров в другую сторону дальше от Иваново, то попадешь на перекресток, вправо от которого уходит раздолбанная дорога в удивительное место, некогда называемое «Русской Фиваидой». Ровно через 7 километров дорога приходит в село, расположенное среди лесов и полей, разделенное живописнейшей рекой Тезой формально на два – Горицы (поменьше, на правом берегу) и само Дунилово (побольше, на левом). Когда-то Дунилово и Горицы по-соседски враждовали друг с другом: в каждом селе были своя торговая площадь, своя ежегодная ярмарка. А сейчас здесь живут около 600 человек, и, глядя на покосившиеся избы, не верится, что некогда это была огромная деревня со славным прошлым, по населению превосходившая и Кинешму, и соседнюю Шую (в XVI веке в селе было 178 дворов, а в Шуе – всего 150). А к началу XX века в селе проживало до восемнадцати тысяч (!!!) человек. Даже по нынешним меркам это полноценный город, а вот Дунилово за всю свою вообще никогда городом не было! Хотя зафиксированная в летописях история села датируется 1535 годом и ведет к княжескому роду Горбатых-Шуйских. И есть все основания считать, что Дунилово – это место с намного более древней историей. Легенда гласит, что в древние времена на месте бывшей торговой площади, где дважды в год проводились ярмарки, а с середины XIX века возвышается Крестовоздвиженский храм, стоял идол – Дубнило, которому поклонялись славяне-язычники. Предполагается, что название села произошло от его имени, только с течением лет лишняя буква «выпала» и появилось Дунилово. После Шуйских Дунилово перешло в дворцовое ведомство, откуда уже в конце XVII века было пожаловано боярину Федору Абрамовичу Лопухину по случаю бракосочетания его дочери Евдокии Федоровны с Царем Петром I.
Так в чем же уникальность этого места? А все дело в том, что в этом удивительном, по-русски красивом, как будто из прошлого, месте находятся сразу три монастыря – два в самом Дунилове: действующий Успенский Дуниловский женский монастырь и заброшенный Благовещенский монастырь, и несколько церквей – на начало ХХ века всего 12 храмов (в уездном центре Кинешме было тогда всего 9 церквей!), расположенных на этой крохотной территории вдоль Тезы. Все вместе они составляют уникальный, неповторимый ансамбль.
А если поехать дальше в сторону Шуи, но не по асфальтированной дороге из Дунилово, а по грунтовке из Гориц по правому берегу Тезы, то всего через 5 километров попадаешь в село Введенье, где расположен мало кому известный, но при этом один из самых древних из действующих монастырей России - Николо-Шартомский мужской монастырь.
Николо-Шартомский мужской монастырь
В этом монастыре находятся еще 3 храма, а подворьями этого монастыря являются 16 церквей, 3 из которых находятся также в этом селе и еще несколько в соседних селах. То есть: в самом центре исторической Северо-Восточной Руси, на территории в несколько километров расположены три монастыря и несколько десятков храмов. Это уникальное явление, которое можно без преувеличения назвать среднерусским Афоном! Такая концентрация монастырей и храмов встречается исключительно в нескольких городах Золотого Кольца, но только в крупных городах, некогда княжеских столицах. А тут – деревня! Уже в первых документальных упоминаниях о Дунилово говорится, что это было торговое село с большим количеством церквей. Правда все они были деревянными и до наших дней не сохранилисью
Успенский – ныне действующий женский монастырь – был основан отцом жены Петра I Федором Лопухиным в конце XVII века. Точнее им основана Воробьёвская мужская пустынь и построены два деревянных храма: летний в честь Всемилостивого Спаса с колокольней и зимний в честь Успения Пресвятой Богородицы. Однако в 1697 году Федор Лопухин, попав в немилость к Петру I, был выслан в Тотьму, и потерявший своего покровителя монастырь стал быстро приходить в упадок, а в 1724 году был и вовсе упразднен по причине «малообеспеченности». Пустынь получила второе рождение уже в середине XIX века, когда отстроены каменные церкви, хозяйственные постройки, школа, богадельня и т.п. Но просуществовало все это до 40-х годов ХХ века, когда все Дуниловские храмы были закрыты «по требованию масс». В 1941 году на месте Успенского прихода разместился психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года. Покровский храм переделали в больничную палату, в алтаре устроили процедурный кабинет, а Успенский храм использовали как склад. Но в 1991 году, после возвращения церквей РПЦ, решением Священного Синода на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Недействующий и полуразрушенный Благовещенский монастырь значительно старше Успенского, к которому сейчас относится. А раньше было наоборот. С моста через Тезу открывается изумительный вид на него.
Благовещенский монаcтырь
Точная дата его постройки неизвестна, лишь закладная доска в стене Благовещенского храма свидетельствует, что освящен он в 1675 году. Боярин Федор Лопухин также приложил руку к украшению этого монастыря – его стараниями возведена высокая шатровая колокольня и надстроен еще один ярус Благовещенской церкви. Есть предположение, что царица Евдокия, жена Петра I, выделяла средства на создание иконостаса Благовещенского храма. Сейчас это все в запустении. А вот Крестовоздвиженский храм, тот самый, что стоит по легенде на месте славянского идола, хотя и использовался в советское время как склад зерна, но сейчас восстановлен.
Ну а расположенный неподалеку действующий Николо-Шартомский мужской монастырь, как уже говорилось – один из самых старых действующих монастырей России. Считается, что он появился в XIII веке, а первое документальное упоминание о нем находится в грамоте 1425 года. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Среди вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В августе 1993 года монастырь посещал ныне покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Тот факт, что на таком крохотном участке земли расположены 3 монастыря и полтора десятка церквей говорит о том, что это место было очень богатым. Процветанию способствовала торговля по реке Теза, протекающей через Дунилово. Ныне маленькая речка в свое время была судоходной и являлась важной торговой артерией. Судьба Тезы схожа с судьбой многих среднерусских рек, пострадавших от передела водной системы Европейской части России в годы Советской власти. Созданные гигантские водохранилища полностью изменили гидробаланс, сотни рек обмелели, и сейчас уже невозможно себе представить какую огромную роль они играли в судьбе средневековой Руси. А ведь история Руси неразрывно связана с реками. Климат центральной России таков, что дороги более-менее пригодны для движения лишь зимой и короткое время летом. Распутица и сильная заболоченность всей западной, северо-западной, северной и северо-восточной Руси, делает невозможным использовать дороги как надежное и постоянное средство коммуникации. Вплоть до появления железных дорог именно реки были главными торговыми путями сообщений. Ну а уж для Древней Руси, которая представляла собой лесную страну, тайгу, значение рек переоценить вообще невозможно. Система рек всей Древней Руси была чрезвычайно разветвлена, связана и по всем параметрам удобна для обеспечения развития единого государства. После объединения Руси вокруг Московского княжества во многом именно реки стали скелетом новой Руси, а затем и России.
Теза как нельзя лучше подходила для роли важной транспортной артерии (хотя сейчас это сложно представить). Ее протяженность около 200 километров. Исток Тезы расположен всего в 5 километрах от Волги, но течет она строго перпендикулярно от нее – на юг, где впадает в Клязьму недалеко от ее впадения в Оку, и Оки в Волгу. То есть, Теза являлась хордой огромного изгиба Волги, отсекая большую территорию. На самой Тезе стоит, кроме Дунилова, Шуя, но из нее можно попасть и в Иваново (раньше волоком по рекам, а сейчас по каналу Уводь-Волга), и в Волгу между Кинешмой и Плесом, и во Владимир и Ковров по Клязьме, и в Нижний Новгород по Оке. Эта река давала выход со множества сел и деревень в большие города.
А в те времена эта земля была очень плотно заселена.
Это и сейчас видно по огромному количеству оставленных деревень.
А Дунилово, как и Шуя, находится в среднем течении Тезы, и в те времена являлось узловым центром всей этой коммуникации. Именно по этой причине в Дунилово и в Горицах проходило такое важное событие как ежегодные ярмарки (а в Дунилово аж дважды в год), что, безусловно, способствовало росту благосостояния населения и разрастания самой деревни.
У Дунилова были все шансы стать аналогом Торжка на Тверце, но что-то не сложилось. И, тем не менее, Дунилово может смело конкурировать с Торжком и по количеству монастырей (в Торжке их два), и церквей.
Есть у Дунилова и своя достойная воинская история. Во времена Смутного времени, когда в 1608 году армия Лжедмитрия II стояла под Москвой, царь Василий Шуйский терпел одно поражение за другим. Все больше воевод и бояр занимали сторону самозванца. Лжедмитрия признали жители Александровой слободы и Юрьева-Польского, вслед за ними на сторону самозванца перешли Суздаль, Иваново и Шуя. Граница патриотического движения проходила, практически, по Тезе – Дунилово, Кинешма и соседние города Поволжья отказывались признать нового царя. Именно здесь сформировались первые дружины ополчения. И 11 февраля 1609 года в Дунилове произошло сражение между отрядом кинешемских ополченцев и войском суздальского воеводы Федора Плещеева, присягнувшего Лжедмитрию, и который перед этим разорил монастырь в Введенье. В результате войско предателя было разбито, а сам он спешно бежал в Суздаль. Ополченцы гнали его аж до Суздаля – более 100 километров! В память о тех драматических событиях к 100-летию победы в 1709 году в Дунилове была построена часовня во имя святителя Николая.
Николаевская часовня на фоне церкви Всех Святых
Я был в Дунилове до этого около 15 лет назад, фотографии этого места у меня были сделаны на пленку и я не могу привести их для сравнения. Но по ощущениям за прошедшие 15 лет тут мало что изменилось. И это, скорее всего, к лучшему. Это место – словно застывшая картинка прошлого, «живое» фото прошлого. Время здесь как будто остановилось. Реставрация и восстановление храмов идет, но очень неспешно. Упомянутая Никольская часовня восстановлена и выкрашена в белый цвет, как и барабаны с куполами стоящего рядом разрушенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых. Хорошо помню: в прошлый мой приезд у куполов были только каркасы без покрытия – а сейчас все кровли восстановлены. Но в целом изменений мало. И это, почему-то, радует.
Вичуга
Следующей моя остановкой, после возвращения на основную дорогу, стала Вичуга – место тоже не вполне обычное, но более известное, поскольку расположено прямо на трассе. Главная особенность этих мест - высокая пассионарность живущих здесь людей (во что сейчас, глядя на заброшенные поля и деревни, не особо верится). И тем не менее.
В XVII веке, как уже говорилось, в этих местах был один из центров сопротивления польско-литовским захватчикам, тут формировалось ополчение, проходили битвы (о Дуниловской уже упоминалось, про Кинешемскую ниже).
Именно тут в XIX веке зародились сразу несколько крупнейших купеческо-промышленных династий вичугских фабрикантов, которые к началу XX века превратили Вичугский край и поволжский район в окрестностях Кинешмы в один из крупнейших в России промышленных центров с исконно русским капиталом. В результате активной деятельности вичугского купечества населением Кинешемского уезда тогда Костромской губернии (сейчас – Ивановской области), составлявшем около 0,1 % населения России, производилось на фабриках 1 % от общего производства и около 10 % от текстильного производства Российской империи! В результате их деятельности в XIX — начале XX века была создана крупная промышленность от Вичуги до Юрьевца. Уездный центр Кинешма благодаря деятельности вичугских фабрикантов из мещанского городка превратился в крупный промышленный центр. За сто лет вичугскими купцами было основано около 40 текстильных фабрик, некоторые из которых стали градообразующими предприятиями. Так и сама Вичуга как город появилась только в 1925 году путем объединения трёх десятков населённых пунктов, среди которых были 19 рабочих посёлков и 5 промзон (и еще несколько сел и деревень).
Промышленная мощь этих земель была такова, что именно на ее базе с 1929 по 1936 годы существовала такая административная единица как Ивановская Промышленная область, включавшая Александровский, Владимирский, Кинешемский, Костромской, Рыбинский, Шуйский, Ярославский, Иваново-Вознесенский округа – то есть территории 4-х нынешних областей России! Правда, социальная мощь этого образования, проистекающая из той самой пассионарности, была недооценена Советским правительством. А ведь с конца XIX до самой революции 17-го года эта пассионарность проявлялась не раз. За 20 лет в этих местах прошло несколько стачек, забастовок и даже попытки революции в 1905 году. Никуда пассионарность не делась и после смены власти. В 1932 году именно в Вичуге произошли забастовка и бунт рабочих, недовольных резким снижением карточных норм на хлеб. Забастовщики, захватив здание горкома партии, ОГПУ и почту, объявили о свержении советской власти (!!!). По официальным данным погиб 1 человек, несколько десятков ранены, в забастовке участвовало около 10 тысяч рабочих. Эти события так испугали руководство СССР, что вскоре Ивановская промышленная область была разделена на несколько областей, а Иваново-Вознесенск был переименован в Иваново, чтобы убрать революционные аналогии.
А чтобы направить эту пассионарность в нужное русло, именно в Вичуге в 1935 году был запущен аналог Стахановского движения, но в текстильной промышленности - Виноградовское движение текстильщиков-ударников.
Но сама Вичуга известна, все-таки, не этими любопытными фактами и цифрами, а уникальным архитектурным объектом – Красной церковью, которую становится видно еще за несколько километров при подъезде к городу. и хоть я ее видело множество раз, я все-таки остановился и вновь сделал несколько снимков.
Полное название Красной церкви - Храм Воскресения Христова в Тезине (Тезино - бывшее село, ныне район Вичуги). Эта церковь - один из крупнейших храмов Центральной России, да еще сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно. Построена она в начале XX века как следствие трагического случая – гибели от несчастного случая младшей дочери купца-фабриканта Ивана Александровича Кокорева Лидии. На 19-летней девушке от свечей из-за порыва ветра загорелась одежда, и она скончалась от ожогов.
Отец в память о дочери решил выстроить храм, которых в России не было. Это, вероятно, связано с тем, что все главные купеческие династии этих земель (а Кокорев относился к династии Разорёновых) имели старообрядческое происхождение. Во время серьёзных гонений в середине XIX века многие вичугские купцы вынуждены были «легализоваться», перейдя в единоверие, но продолжали придерживаться старой веры в быту. В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в гармоничное целое двух знаковых элементов древнерусской нации — московских Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского Кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами - символами местного процветания в начале XX века, но немного выше (высота — около 90 м). Это было личное пожелание Ивана Кокорева. Утраченная золочённая надпись в два ряда под куполом колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим. Храм выполнен из красного кирпича без отделки, видимо, символизируя этим огонь. Хотя для храмов начала ХХ века строительство из красного кирпича было традиционным. Строительство закончилось в 1911 году, и правый придел был посвящён мученице Лидии. Церковь рассчитана на 3 тысячи человек. Для храма в Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1 700 пудов (27 тонн).
Но колокольня – не единственное, что придает уникальность Красной церкви. Порталы, сохранившие эффектные металлические двери, декорированы майоликовыми панно. Такие панно, очень крупные по размерам, оформляющие храм с внешней стороны, не встречаются более ни в одном сооружении. По приблизительным подсчётам, майолика Красного храма состояла из 12—14 тысяч керамических плиток. В этих панно храма Воскресения Христа глубоко верующий старообрядец Иван Кокорев, кроме прочего, реализовал гигантский проект единения старой и новой церквей, считая главной угрозой не в официальное православие, а нарастающее безбожие. Идея единой церкви была реализована в знаковых древнерусских символах.
Каждый раз, проезжая мимо, я останавливаюсь полюбоваться этим уникальным архитектурным сооружением. А в этот раз, я неожиданно, в непосредственной близости от храма обнаружил явно недавно восстановленный мемориал павшим воинам Великой Отечественной войны, что говорило о том, что пассионарность жителей этих мест никуда не исчезла, а, наверное, просто притаилась.
Кинешма
От Вичуги до Кинешмы 35 километров. Точной даты основания города не известно, но ввиду чрезвычайно удобного месторасположения на Волге на месте впадения в нее Кинешемки, можно предположить, что люди здесь жили давно. Но в летописях город упоминается с XV века.
Сейчас это типично провинциальный город, мало поменявшийся за последние десятки лет. Несмотря на огромное количество памятников истории и храмов, в Золотое кольцо, почему-то, не включена, в отличие от более молодого Иваново, где и смотреть-то особо нечего.
Впервые я попал в Кинешму в 1993 или 1994 году – мы проводили тут сборы (в них, кстати, участвовал и аттестовался на 10 кю :) нынешний представитель ИКО Мацушима в России Алексей Палкин). Потом проезжал еще десятки раз. Так вот у меня ощущение, что прошедших двадцати лет как-будто не было. Точнее так: город, конечно, облагородился, проведены реставрации, открылись памятники, но сонный дух столетий так и остался висеть над Кинешмой.
А ведь все, что я говорил, про пассионарность этих мест – чистая правда. В период Смутного времени кинешемское ополчение под предводительством воеводы Фёдора Боборыкина участвовало в сражениях против интервентов. На территории современного города состоялось три крупных сражения с отрядами поляков и примкнувших к ним изменников со стороны московского княжества. Кинешемское ополчение дважды потерпело поражение, прежде чем разбило предателей в Дунилово. Но в результате одного из сражений на месте ныне существующей площади Революции город был полностью уничтожен.
Тогда часть населения укрывались в деревянной церкви, которая по приказу поляка Юзефа Лисовского была сожжена вместе со всеми, кто в ней укрылся.
На этом месте на площади Революции стоит Крестовоздвиженская часовня с памятным монументом.
Тогда в ходе сражения кинешемское ополчение совершило подвиг в завязавшемся 26 мая (5 июня по новому стилю): при численности не более 300 человек оно стойко противостояло войску неприятеля из 3000 человек. По одним сведениям воевода Боборыкин Фёдор Васильевич героически погиб, а по другой информации, содержащейся в недавно опубликованном дневнике литовского гетмана Яна Сапеги, воевода был взят в плен и казнён.
Героическая оборона Кинешмы не прошла даром. Неприятелю был нанесен огромный военный урон защитниками города. Оборона стала частью национально-освободительной борьбы русского народа. Сражение при Кинешме подготовило почву для дальнейшего формирования ополчения под предводительством Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде. Потом путь ополчения пролегал на Москву как раз вдоль волжских городов, в том числе и через Кинешму. Эта слобода, разорённая и сожжённая дотла, внесла ощутимый вклад в ополчение живой силой, деньгами и провизией; кроме этого, кинешемцы помогли ополчению добраться до Костромы по разлившимся в то время рекам. В память о тех тяжёлых днях ежегодно в городе проводятся памятные мероприятия. В память о подвигах кинешемцев, возглавляемых воеводой Фёдором Боборыкиным, горожанами в 2012 году на центральной площади города открыт памятник. В Кинешме формировалось ополчение и во время Отечественной войны 1812 года: 1278 воинов во главе с генерал-лейтенантом Бардаковым влилось в костромское (насчитывающее 11 тысяч человек) и вошло в состав армии Кутузова.
Эти мои остановки на маршруте были промежуточными на пути в Городец. Но не задержаться в них было нельзя, так как за каждым из них – великие истории нашего народа. И опыт моих путешествий говорит, что подобные истории при внимательном взгляде можно найти практически в каждом населенном пункте России. И Юрьевец с Городцом, куда дальше лежал мой путь, еще одно тому подтверждение.
Читайте также:
- От Городца до Софии. Часть 1. Александр Невский. Храм-памятник.
- От Городца до Софии. Часть 3. Городец. Святой Александр Невский.
Константин "Кот" Белый, 2016