Богатырская слобода |
Tweet | Посетителей: | 46674 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Богатырская слобода
Главный_редактор 02-05-2009 17:40 |
Благодаря отеческой заботе руководства Федерации Кёкусинкай России, исключившего меня из членов ФКР, у меня появилось главное, чего мне катастрофически не хватало последние лет 15, с того момента, как в 1995 году я стал исполнительным директором Московской Федерации Кёкусинкай, а уж особенно последние годы, когда я был исполнительным директором ФКР. У меня появилось время. Даже представить невозможно, чтобы при той нагрузке и постоянных командировках, что была у меня последние годы, я бы мог выкроить даже пару дней даже не для отдыха, а для чего-нибудь прямо не связанного с ФКР. В новых же условиях я получил возможность посвятить чему-нибудь целиком все майские праздники, чего не бывало никогда. И я решил снова посетить место, поразившее меня во время съемок мною там в 2008 году программы «Свободный бой». Я решил поехать в «Богатырскую слободу» и более детально познакомиться с русским рукопашным боем и вообще путем Святорусского богатырства, этим исконно русским «Путем воина», возрождаемым отцом Феоктистом, облатателем «Золотого пояса» РСБИ 2008 года. Тем более, что в начале мая там будет проходить Всероссийский праздник «Ратоборец».
Я постараюсь при возможности писать и оттуда, а пока для ознакомления с предметом предлагаю свою статью прошлого года, детально рассказывающую об этом необычном месте и этом уникальном человеке.
Также посмотрите программу «Свободный бой» о «Богатырской слободе».
Москва
БОГАТЫРСКАЯ СЛОБОДА
Русский рукопашный бой, русские боевые искусства... До сих пор эти слова вызывают либо снисходительную улыбку - как правило у последователей восточных или спортивных единоборств, либо недоумение и непонимание о чем идет речь - у большинства остальных людей. Но ведь Россия, Русь - страна, более тысячи лет практически непрерывно воевавшая на все стороны света. Сначала идя по тяжелому пути объединения отдельных племен и княжеств в единое государство, затем, неся на себе историческую миссию защиты всех сотен народов, включенных в состав царства, а впоследствии и империи, и вообще, находясь на перекрестке интересов западной и восточной цивилизаций, Россия большую часть своей истории находилась в состоянии войны. И при этом, практически все войны, даже при проигранных отдельных сражениях, были всегда победоносны. Совершенно очевидно, что это было бы совершенно невозможно, без сложившейся столетиями системы подготовки воинов и без существования специфического, присущего именно русскому народу, рукопашного боя.
При все очевидности этого факта, еще совсем недавно более-менее обоснованной и структурированной информации о древнерусских боевых традициях практически не было, а неожиданно возникавшие из ниоткуда и также бесследно исчезавшие «новоделы», называющие себя «древнерусскими единоборствами», только дискредитировали русские боевые искусства. Одной из причин этого было, очевидно то, что в годы Советской власти активно поддерживалось сохранение и развитие традиционных видов борьбы всех народов СССР, кроме боевых искусств государствообразующей нации - русских - и русского рукопашного боя. В результате нас не пугают, например, такие слова как «чидаоба», «кох», «гюлеш», «бухэ барилдаан», «куреш» - названия борьбы различных народов СССР и России, но слово «богатырство» - как объединяющий термин русских боевых искусств - вызывает, в лучшем случае, воспоминания из детских сказок.
Но богатырство - нечто большее, чем просто истории из жизни сказочных персонажей - богатырей. Факт письменного описания ратных подвигов богатырей, сделанного задолго до создания аналогичных эпосов другими народами, гордящимися своими боевыми искусствами, - например японцами или англичанами, ясно подтверждает наличие у русских высокоразвитой воинской традиции. При этом русские богатыри представлены в былинах многочисленно, а их подвигам уделено очень много места. Соотнеся это с реальными войнами, шедшими на Руси столетиями, мы может совсем по иному взглянуть на русское богатырство, видя в нем цельную, проверенную столетиями систему воинских искусств.
Систему, к настоящему времени почти было исчезнувшую. И хотя, последние годы мы все чаще наблюдаем попытки реконструкции средневековых боевых искусств, включая и русские, о полноценном возрождении богатырства как системы мы до последнего времени не слышали. Но, к счастью, это оказалось не так! В России существует уникальный энтузиаст, практически в одиночку, точнее с узким кругом единомышленников, воссоздающий русское богатырство и центр русских боевых искусств, который он назвал «Богатырская слобода»!
Энтузиаста, беззаветно преданного делу возрождения русских боевых искусств, русского богатырства, зовут иеромонах Феоктист. Русским боевых искусствам он уже посвятил около 30 лет, с тех пор, как еще мальчиком увлекся былинами и историей России.
Увлеченность отца Феоктиста русскими боевыми искусствами осталась бы просто хобби одного человека, если бы она не превратилась в глобальный проект - создание духовно-культурного кремля «Богатырская слобода». Места, где бы в строгом соответствии с древнерусскими богатырскими канонами воспитывалась молодежь, где бы изучались, развивались и передавались русские боевые искусства. Эта идея появилась у него более 20 лет назад и, по сути, определила всю его дальнейшую жизнь.
Не будет преувеличением сказать, что каждый занимающийся боевыми искусствами знает, что такое Шаолинь. Название группы соседних китайских монастырей, где практикуют ушу, стало нарицательным. Сейчас, так называют любое место, в котором последователи какого-либо боевого искусства ежедневно, помногу часов тренируются в отрыве от мирской суеты и весь ход их жизни ориентирован на практику Будо. Так что понятие «Шаолинь» стало обозначать скорее особую форму следования воинскому пути, когда духовная практика осуществляется через боевое искусство. И потому, неудивительно, что после краткого знакомства, духовно-культурный кремль «Богатырская слобода» представился нам настоящим русским Шаолинем, правда с русскими народными мотивами. Правда, отцу Феоктисту такое сравнение не нравится.
Однако, проект оказался не таким простым как могло показаться вначале. Только первый шаг в реализации проекта - поиск подходящего места - занял у отца Феоктиста около 10 лет. Пропутешествовав почти по всей России - Сибири, откуда он сам родом, Уралу, Карелии, всей центральной России, отец Феоктист наконец нашел место обетованное, в сердце заповедника Самарская Лука, в Жигулевских горах. Место это будто в неприкосновенности сохранилось до наших дней из былинных времен и было как в сказке: на крутом берегу Волги-матушки, во широких полях, густым лесом окруженное.
К реализации проекта приступили в 1995 году. В создании проекта кремля принял непосредственное участие отец нашего героя Виктор Дмитриевич Петров - художник по образованию. Проект включал в себя все атрибуты древнерусского города - деревянный кремль со сторожевыми башнями, рвом и подъемным мостом, княжьи палаты, для обучения отроков, терем воеводы, причал для ладей, трапезная, деревянная церковь. Весь проект было решено пытаться реализовывать сразу весь, а не постепенно, потому что очень хотелось дать «Богатырской слободе» жизнь с самого раннего этапа.
Так продолжается и по настоящее время. Параллельно возводятся все основные объекты. Сейчас уже четко видны контуры кремля, возведены сторожевые башни, со стороны земли выстроен деревянный частокол, причем в месте будущего центрального въезда он красивейшим образом оформлен в виде тридцати трех богатырей. Там же уже сооружен ров, правда, пока без воды, и традиционные русские поворотные ворота.
Со стороны реки Уса, впадающей невдалеке в Волгу - матушку, Слобода расположена на высоченном берегу, открывая такой вид, что просто дух захватывает. Глядя на бескрайние просторы, сочетающие горы, леса, поля и спокойное течение реки, просторы, где не видно присутствии человеческой деятельности, ловишь себя на мысли, что теряешься во времени и начинаешь всем существом ощущать понятие «Русь».
Здесь тоже продолжается работа по обустройству. Сооружены причалы, ежедневно принимающие корабли с туристами. К причалам спускается длинная деревянная лестница. Спущены на воду настоящие древнерусские ладьи. Рядом с причалом стоит наблюдательная сторожка, а невдалеке - настоящая русская баня - баня «по-черному», каких сейчас и не сыщешь.
Многое сделанное остается не видимым с первого взгляда - это, прежде всего, вся инфраструктура, позволяющая принимать в кремле одновременно несколько сот человек, приезжающих сюда тренироваться, и, кроме того, несколько сотен ежедневных гостей и туристов. Причем, все это сделано так, что остается скрытым от взора, - вам не попадутся тут на глаза ни столбы с электропроводами, ни железные трубы водопровода вдоль дороги, - хотя и артезианская вода, и электричество тут есть.
Для такого большого количества людей построена просторная трапезная. Причем не просто построена, а даже уже один раз перестроена, так как старая трапезная уже не позволяла кормить всех гостей. Но и новая, выстроенная на века и способная принимать до 170 человек, уже не вмещает всех желающих. В планах расширить так, чтобы она была способна принимать не менее 300 человек.
Налаженная инфраструктура позволила уже сейчас приступить к созданию посада мастеров, где должны быть все основные мастерские, необходимые для полноценного функционирования Слободы. При всем этом, уже не только сооружены практически все вспомогательные здания центральной части кремля - музей, домики для гостей, но и активно идет сооружение всех основных строений.
Прежде всего, уже построен и работает дом воеводы - уникальное место, где в одном помещении отроки Богатырской слободы и учатся, причем как школьным, так и духовным наукам, и тренируются. А этажом выше в этом же здании и живут. Место, поистине, уникальное - в одном помещении гармонично сочетается и учебный класс, и тренировочный зал.
Однако, при всей своей уникальности, дом воеводы - это все-таки временное пристанище детей и подростков, живущих и обучающихся в Слободе. На завершающей стадии строительства находится одно из главных строений слободы - княжьи палаты, где будут постоянно жить и обучаться будущие богатыри. Глядя на древнерусский терем, расположенный на самом краю высокого берега реки, кажется, будто он перенесен в кремль из времен былинных богатырей.
Но самая главная особенность «Богатырской слободы», изначальная сердцевина всего проекта, - это многочисленные тренировочные помещения и площадки, как летние, так и зимние, включая большое ристалище в центре. Именно они отличают проект по созданию духовно-культурного Кремля от строительства простой имитации старинного объекта, по сути лишенного внутреннего, духовного содержания. Эта особенность изначально определяла всю направленность строящейся «Богатырской слободы», которая должна стать не музеем, а настоящим древнерусским тренировочным лагерем.
Центром «Богатырской слободы» является настоящее средневековое ристалище, где проводятся тренировки и сражения с использованием практически любого традиционного оружия. Единое целое с ристалищем образуют борцовские ковры под открытым небом, где тренируются единоборцы и проводятся всевозможные рукопашные схватки. Там же на ристалище предусмотрена зона для тренировок лучников и работы с метательным оружием - а учатся метать тут все - от ножей и топоров, до копий и вил. В дни праздников именно ристалище становится сердцем всех мероприятий. К настоящему времени на ристалище почти закончено строительство трибун, что позволит проводить в «Слободе» по-настоящему массовые зрелищные мероприятия, что очень важно для популяризации русских боевых искусств.
Есть в «Богатырской слободе» и зимние тренировочные залы. Это и уже увиденный нами зал для единоборств в доме воеводы, и зимний тир, где тренировки в метании идут в морозы.
Особая гордость духовно-культурного кремля - зал для рукопашных поединков. Выполненный в форме древнерусского шлема, он скрывает внутри настоящий шестиугольный ринг, позволяющий проводить схватки по любым правилам единоборств - спортивным, прикладным, национальным, смешанным.
Единственное в проекте, что осталось пока только в виде макета - традиционная русская деревянная церковь. Но тут спешить нельзя. Ведь это не просто постройка, а фактически духовный стержень всего кремля. И тут, кроме прочего, нужно и благословение митрополита, и епархиальное утверждение проекта. Но это только вопрос времени.
Важно сказать, что проект «Богатырская слобода» мыслится более широко, чем только создание духовно-культурного кремля в Самарской Луке. По задумке, этот кремль должен стать первой ласточкой и сердцем всероссийского возрождения русских боевых искусств, русского богатырства. Уже сейчас у Слободы появляются филиалы, называемые дружинами, несущие идеи русского богатырства по всей стране. Они есть уже, например, в Ульяновске, Санкт-Петербурге, Москве, на Урале.
Сейчас уже можно говорить об особом духе русского богатырства, воссоздаваемом в процессе создания «Богатырской слободы». За годы реализации проекта тут были возрождены многие традиции. Например, всех без исключения отроков, обучающихся в слободе, независимо от возраста именуют только по имени-отчеству. Всех гостей слободы, приезжающих хоть по суше, хоть по воде, встречают хлебом-солью. А все гости, остающиеся в слободе обязательно надевают традиционную русскую одежду и обувь. И ведь все эти традиции - исконно русские, о которых многие читали, но мало кто видел это своими глазами.
По дороге в «Богатырскую слободу» на развилке стоит сказочный камень, предлагающий всем выбрать свой путь.
Камень соблазняет легкими путями к славе и богатству, пугает трудностями прямого богатырского пути, пути воина. Ведь именно в богатырстве как отеческом пути воина мы можем попытаться найти корни русского духа и русской души - в синтезе которых и состоит русский человек: сильный, справедливый и добрый одновременно. И может быть именно в этом прямом пути и таится объединяющая национальная идея нашего народа и государства, проверенная тысячелетиями и защищенная в тяжелейших боях и праведных войнах.
2008