Современное состояние джиу-джитсу |
Tweet | Посетителей: | 25117 |
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ
Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего.
Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п.
Третья фаза. Только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» - «глубокие приемы»).
Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приёмы, являются хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них - источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа является невозможным - слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями.
Одной из особенностей дзю-дзюцу является то, что Дзю-Дзюцу не стоит на месте, а постоянно обновляется. Наряду со старыми классическими школами ко-рю, история которых насчитывает столетия, постоянно появляются "новые" школы син-рю, взявшие базовые элементы старинных школ и требования современной эпохи. Например, не было раньше оружия со штыками, ударов прикладом винтовки или автомата, нападения с сапёрной лопаткой, угрозы огнестрельным оружием. Совершенно другие требования возникли не только у военных, но и в вопросах бытовой самообороны. Новые школы, син-рю, всё это учитывают, и всё время находят методы наиболее положительного использования приёмов. К новым школам относятся: Госин-рю("Школа пяти принципов", основана японским мастером Кавайси в 1-й половине 20го века); Хакко-рю ("Школа восьми лучей света", основана Рюхо Окуямой, мастером школы дзю-дзюцу Дайто-рю); Хокусин-ко-рю ("Школа северного духа", основал шведский мастер Ян Эрик Карлссон); Томики-рю (создатель - Томики Кэндзи, ученик создателя айкидо М. Уэсибы). Сюда же можно отнести и современные творения: советское Самбо, Айкидо, Дзю-до, корейское Хапкидо и др. Hо вместе с тем не пресекаются и свято чтутся старинные школы ко-рю: Дайто-рю, Ягю-Синган-рю, Кираку-рю, Апаки-рю, Рёи-Синто-рю, Асаяма итиден рю, Такэноути-рю, Тэнсин-синъё-рю, Ёсин-рю, Кито-рю, Куки-Синден-рю и многие другие. Всех школ не перечислить. На конец 19 века в Японии насчитывалось около семисот школ Дзю-Дзюцу. История развития и особенности школ - это очень интересная тема, которая требует отдельного тщательного внимания.
Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов.
В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.
В современном джиу-джитсу существуют три основных направления:
- Системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
- Системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
- Системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности.
Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.
Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2-2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож).
Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.
Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Ну а школа бразильского джиу-джитсу семьи Грейси известна всем. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод уступчивости, ложной податливости.
"Дзю еку го-о сей-суру" - "Мягкость одолеет силу и зло" - эта древняя японская пословица актуальна и в наше непростое время. Она как нельзя лучше выражает теоретическую платформу Дзю-Дзюцу. С научной точки зрения. Дзю-Дзюцу можно назвать средством воспитания отношения человека к окружающему миру и людям. Дзю-Дзюцу позволяет в процессе тренировок и постижения искусства нападать и обороняться, использовать наиболее эффективные методы закаливания тела и воли. Дзю-Дзюцу представляет собой стройную систему, которая позволяет побеждать, не затрачивая больших физических усилий. Являясь самой универсальной системой боевого искусства, Дзю-Дзюцу объединяет в себе все наиболее эффективные приёмы как при борьбе на дальней и средней, так и при борьбе на ближней дистанции, сидя и лёжа. Выполнение приёмов Дзю-Дзюцу основано на глубоком понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии людей. Некоторые псевдомастера пытаются заполнить пробелы в своих знаниях мистическими теориями и сказками из жизни великих мастеров, что, зачастую, приводит к искажённому пониманию основополагающих принципов Дзю-Дзюцу. Потому хочется предостеречь начинающих свой путь в боевом искусстве от его поверхностного изучения и настроить их на вдумчивое и глубокое изучение техники, традиций и теоретических основ Дзю-Дзюцу.