Стругацкие. Сталкеры |
Tweet | Посетителей: | 31012 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Стругацкие. Сталкеры
Главный_редактор 21-11-2012 00:00 |
Аркадий и Борис Стругацкие
Сталкеры
19 ноября скончался Борис Стругацкий – младший брат уникального писательского тандема, созданного в те далекие годы, когда это слово еще не несло негативного смысла. «АБС» – обычно так сокращали «писателя» по имени «Братья Стругацкие». И хотя этот тандем распался уже 21 год назад, когда умер Аркадий, пока был жив Борис, был жив и «АБС». Теперь «Братья Стругацкие» навсегда стали частью истории. В том числе и моей личной истории…
Почти три года назад я уже касался темы творчества братьев Стругацких в связи с выходом на экраны фильма «Аватар». Тогда я, по традиции, постарался соотнести свой пост с тематикой боевых искусств, хотя и не отказал себе в удовольствии хоть немного вновь погрузиться в мир «Полдня». Сегодня темы боевых искусств не будет. Разве только в одном аспекте: творчество Стругацких настолько сильно повлияло на мое личное формирование, что без них, очень может быть, ни я, ни боевые искусства, не узнали бы друг про друга. Потому что я был бы совершенно другим человеком.
К моменту перестройки я знал все опубликованные, в том числе частично, произведения Стругацких. Я чертил схемы, которые связывали между собой все их книги через общие персонажи, события или даже маленькие упоминания в тексте. В 1986 году мы с моими друзьями-одноклассниками Олегом и Сергеем написали реферат по произведениям Стругацких, который выиграл районную литературную Олимпиаду и стал лауреатом городской. Перестройка выплеснула многочисленные переиздания их произведений в непорезанном виде – я полюбил их еще больше.
Сейчас, вероятно, трудно понять, что значили книги Стругацких в 60-ые - 80-ые годы. Это было совершенно новое слово в фантастике. К тому времени фантастическая литература активно разрабатывала несколько стандартных ниш (технократические фантазии типа Кларка, коммунистические грезы писателей советского лагеря а-ля Ефремов, блокбастеры западных фантастов, достаточно большой раздел юмористический фантастики) и, по большому счету, уже значительно их выработала. Писатели искали новые формы. Это касалось всей фантастики в целом, а в СССР ситуация еще и усложнялась из-за наличия железного занавеса. Поэтому, например, начинающиеся появляться отдельные произведения в стиле фэнтези в СССР были совершенно неизвестны, поскольку не переводились из-за идеологической чуждости. И Стругацкие тогда смогли найти новый путь.
Начав в конце 50-ых – начале 60-ых с ряда традиционных для того времени произведений о героическом труде людей светлого мира будущего, они очень быстро – практически в течение нескольких лет ушли с этого пути. Сохранив общую стилистику, создавая «Мир Полудня» - мир середины 22-го века (это время и «Обитаемого Острова», и «Аватара», кстати) – они вывели на первый план проблему психологической адаптации человека к новым условиям жизни. Раз за разом они ставили в своих произведениях главных героев в тяжелейшие условия нравственного выбора, превращая, казалось бы, тривиальные сюжеты в морально-психологические драмы. Фантастический элемент их произведений был нужен только для того, чтобы обострить конфликт, поставить человека на самый край и понаблюдать за ним. Кстати, так было и в самых первых произведениях Стругацких. Только в них люди делали свой выбор под давлением будущей пост-коммунистической идеологии, а в более поздних произведениях – своей собственной совести.
Ярким примером является «Трудно быть богом» - одна из вершин их творчества. Главный герой, Дон Румата Эсторский, в сложный момент, наплевав на все привитые ему коммунистические ценности, делает выбор в пользу спасения своей возлюбленной и горе его врагам! Книга настолько нестандартна, даже по нашим временам, что несколько попыток экранизации оказались неудачными, а гений кинематографа Алексей Герман снимает фильм по этому произведению уже 13 лет. Выход фильма несколько раз откладывался, но есть вероятность, что мы увидим его в 2013 году. Вроде, он должен был называться «История Арканарской резни», но потом решено было оставить «родное» название, поскольку оно – суть всего произведения.
Но и большинство других произведений АБС, особенно о «Мире полдня», имеют в своем центре основополагающий конфликт нравственного выбора – «Малыш», «Попытка к бегству», в еще больше степени «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер». «Обитаемый остров», кстати, при большей прямолинейности, имеет в своем сюжете тоже ряд не простых моментов, например, роль Сикорски в поддержании хрупкого равновесия мира Саракша, которые совершенно остались за кадром в фильме, превратившего книгу в обычный экшн.
Не исключено, что именно поэтому их произведения были так любимы советской интеллигенцией. Нормальные люди в СССР ежесекундно жили под прессом нравственного выбора между совестью и благополучием под давлением обстоятельств, диктуемых идеологией. Справедливости ради скажу, что сейчас на нас тоже давит выбор – между совестью и благополучием в материальном плане. Тоже выбор не простой, но все-таки больше материального плана, чем духовного.
Кстати, у Стругацких есть произведения и о тех, кто сделал свой выбор в пользу благополучия. Прочтите «Второе нашествие марсиан» о людях, добровольно за небольшую плату ставшими дойными коровами по производству желудочного сока для марсиан, или «Хищные вещи века», о спасающихся в «слеге» - новом типе наркотика. Эти люди, кстати, были вполне счастливы.
Интересным моментом творчества АБС является их собственная эволюция. Интересно наблюдать, как начав с гимна коммунистическим героям будущего в «Стране багрвых туч» или «Пути на Амальтею», через «Трудно быть богом» и «Улитку на склоне», параллельно попробовав себя в юморе в «Понедельник начинается в субботу» и жесткой сатире в «Сказе от Тройке», они пришли к «Хромой судьбе», «Отягощенным злом» или «Жидам города Питера». Эта метаморфоза, явно, происходила с АБС на протяжении достаточно долго времени. Уже в период 1972-1974 годов – практически одновременно они пишут некий отголосок еще старой концепции «Мира Полдня» - повесть «Парень из преисподней», и тогда же чудовищный «Град обреченный», который был опубликован только спустя 17 лет. Не зная, что у этих произведений один и тот же автор, понять это невозможно. И в то же самое время они пишут книгу, ставшую для меня Эверестом их творчества – «Пикник на обочине».
Об этой книге я не могу говорить спокойно. Я бы, пожалуй, рискнул назвать эту книгу одним из лучших произведений СССР второй половины 20-го века не только среди фантастики. Эта книга вне времени. Сюжет ее таков, что ее с интересом можно прочитать и в 19-ом веке и в 21-ом. Потому что в ней проблема поиска себя и выбора доведена до предела. Слово, обозначающее деятельность главного героя рыжего Рэдрика Шухарта – «сталкер» - вошло с словари и стало нарицательным. Им обозначают людей, которые становятся проводниками в чуждом мире.
Именно так называется и фильм Тарковского, снятый в 1979 по этому произведению. Фильм мне этот не нравится совершенно. В нем от книги не осталось практически ничего, кроме самой «Зоны». (Добавлю, что мне вообще не нравится ни один фильм Тарковского, кроме гениального «Андрея Рублева»). Но вот слова Тарковского о сути книги, которую он каким-то своим образом попытался передать в фильме, я приведу. Вот что он сказал:
«Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке».
Мне кажется, что и Аркадий и Борис Стругацкие были сталкерами. Оказавшись в чуждой для себя среде – «Зоне» под названием СССР – они, как и подобает сталкерам, уходили в неизвестное, искали нечто новое, и потом являли это широкой публике, меняя тем самым окружающий мир.
А потому, я закончу последними словами книги, прозвучавшими из уст сталкера Шухарта, после того, как он добрался до исполняющего желания Золотого Шара и пытался сформулировать самое главное: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!»
Константин "Кот" Белый, 2012