Скандинавия. Часть 3. Северный путь |
Tweet | Посетителей: | 27924 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Скандинавия. Часть 3. Северный путь
Главный_редактор 31-08-2014 00:00 |
Скандинавия. Часть 3. Северный путь
кликните
ФОТОГАЛЕРЕЯ - СКАНДИНАВИЯ. ЧАСТЬ 3
Несмотря на то, что причиной моего путешествия была Дания, основной целью его была Норвегия. По сути всю мою поездку можно было назвать "Норвегия", потому что "Норвегия" переводится как "Северный путь". Я много ждал от этой страны, но реальность превзошла все ожидания. После этой поездки Норвегия прочно заняла первое место в моем рейтинге самых красивых стран Европы и я не представляю, что мне надо увидеть, чтобы сместить ее оттуда. В этом посте я буду очень мало писать, просто потому, что лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. И именно поэтому я предваряю свой пост несколькими панорамными снимками, которые нужно смотреть на весь экран - щелкните на них.
Разнообразие
Если спросить любого человека о первом, что ему приходит в голову при слове "Норвегия", десять из десяти человек ответят: "Фьорды". И будут в равной степени правы и не правы одновременно. Потому Норвегия нереально разнообразная страна. Скажу, что фьорды я увидел только на третий день путешествия по Норвегии, и к этому времени я уже был полностью поражен ее красотой. За несколько дней я побывал в зиме, весне, лете и осени, и в различных климатических и природных зонах - за полярным кругом
и на ледниках с трехметровыми сугробами снега,
тундре с залишаенными камнями и с редкими карликовыми березами,
тайге с густыми лесами,
на типично южных курортах с соленым морем и фруктовыми и клубничными плантациями, под тропическими непрерывными ливнями, в отвесных горах и плоских как стол горных плато,
на бурных водопадах и горных реках
и чистейших многокилометровых пресных озерах.
Зачастую один климат от другого отделяет один-два проезда по туннелям. То есть въезжаешь в туннель в заледенелой пустыне, а через пару туннелей выезжаешь к уютному южному городку клубничным и черешневым полям. (Кстати, я и раньше слышал, что норвежская черешня - лучшая в Европе, но думал, что это шутка).
И так же неожиданно как климат меняется и погода.
Это поразительное разнообразие периодически повергало меня в созерцательный ступор, когда время останавливалось.
Фьорды
И все-таки именно фьорды - визитная карточка Норвегии. И не случайно. Это непривычное нам сочетание огромных массивов гор, вырастающих прямо из настоящего соленого моря, по которому плаваю огромные корабли не может не поражать.
Озера, реки и водопады
Но воды в Норвегии хватает и без фьордов. Меня поразили кристально чистые горные озера. При этом они такого размера, что по ним ходят рейсовые корабли (не лодки, а корабли). Некоторые из них протяженностью по нескольку десятков километров. И это при том, что расположены они на высоте километр и выше. А если еще выше, то можно найти заледеневшие озера. Но все-так, за звание "Страны тысячи озер" все-так борются между собой Финляндия и Швеция, а Норвегия, бесспорно, - это "Страна тысячи водопадов". Или миллиона. Они тут на любой вкус: широкие
и узкие, но летящие в пропасть,
в лесах
и среди скал,
буйные
и тихие, высокие, когда кажется что вода падает с небес,
и низенькие, но при этом безумно мощные и ревущие.
К некоторым, несмотря ни их безумие, можно подобраться вплотную,
а иногда даже проникнуть по ту сторону зеркала.
Естественно, по старой доброй и чтимой мною киокушиновской традиции, я где только мог старался влезть в них.
Дороги, туннели и мосты
И все это разнообразие связывают идеальные дороги, которые при этом большей частью идут по безлюдным местам.
При этом они, как правило, узкие, по одной полосе в каждую сторону с микроскопическими обочинами или даже без них.
В горах они часто вырубаются прямо в скале
и от пропасти их отделяют бетонные блоки
или просто стоящие камни.
В нескольких местах я встретил дороги шириной в одну полосу. Для разъезда встречных машин периодически сдаланы расширения-карманы. Так вот при этом - по нашему мнению - безумии я не видел ни одной аварии, а в узких местах никогда не было проблем с разъездом - все вежливо другу друга пропускали.
Часть из этих дорог закрываются на зимний период (как правило у таких дорог есть дублеры-туннели). Но это никак не сказывается на их качестве - они идеально ровные, хотя и идут вверх-вниз
и закручены спиралями по отвесным скалам.
Интересно, что в зонах обледенений вдоль дорог натыканы обычные вертикальные деревянные палки, по которым можно ориентироваться и заранее планировать маневры.
Отдельно нужно сказать о туннелях. Я писал уже, что норвежцы, определенно, произошли от гномов. Количество туннелей невероятно! Дороги пронзают горы как стрелы.
В один из дней, на перегоне в 300 км, я проехал через более чем 100 (!) туннелей, самый короткий из которых был длиной 700 метров, средняя длина - 4-5 км, а самый длинный - 27 км (!!!!!!!). И это не в земле, а самых что ни на есть скальных породах. Сравните это с лефортовским тоннелем длиной 3,2 км в мягкой земле, который строили много лет и гордятся им до сих пор. В Норвегии же тихонечко строят по нескольку туннелей такой протяженности в год. В одном месте мы увидели как строят тоннель. Тем, что в России целое событие, небольшая бригада занималась буднично, так, как у нас перекладывают асфальт.
Все туннели двухполосные и во всех разрешена обычная для норвежских дорого скорость 80 км/ч (иногда снижена до 70 км/ч). И во всех туннелях разрешены обгоны, при том, что освещение практически отсутствует (свет, по нашим понятиям - "дежурный"). Правда вот в этом самом 27-километровом туннеле каждые несколько километров были сделаны большие подсвеченные "залы" для успокоения психики клаустрофобов.
В этих туннелях есть перекрестки, ответвления и даже круговые развязки!
В одном месте туннель выходил из горы и дорога тут же (метров через 50!) кончалась и упиралась в тупик, точнее в паромный терминал.
Но особо поразил меня невероятно огромный вантовый мост через второй по размеру в Норвегии Хардангер-фьорд. Этот мост открыт только в 2013 году и выходит прямо из отвесной скалы и входит прямо в отвесную скалу при том, что он проходит на высоте около 100 метров и имеет длину около полутора километров! Это удивительное инженерное сооружение.
Дома
Эта удивительная способность норвежцев строить там, где у других это не получается, и так, как у других не получается, проявляется не только в строительстве дорог и туннелей, но и домов. В Норвегии живут мало людей (5 миллионов человек! - треть Москвы) и поэтому дома, как правило, стоят обособленно, но встретить их можно везде - на скалах,
на воде,
в снегу,
в земле,
среди леса.
Встречались и, казалось бы, обычные постройки - церквушки, например, или памятники. Но они были построены так, что становились неотъемлемой частью пейзажа, который без них представить уже было нельзя.
Свое умение встраивать дома в ландшафт норвежцы применяют ко всем зданиям. Так я, например, обнаружил на одном фьорде металлургический завод (кстати, делающий некоторые марки стали, которые мы выплавлять не умеем). Но если бы мне об этом не сказали - я бы даже не понял. По нашим меркам он выглядел как не очень большой склад. И главное - от него не валил дым, он не сливал во фьорд мазут, и вообще прекрасно вписывался в ландшафт.
В другом месте я обнаружил гидроэлектростанцию, соседствующую с церковью и расположенную прямо среди жилых домов на берегу чистейшего фьорда.
Оказалось, что вода к ней идет по многокилометровым трубопроводам с плотины, расположенной в горах. Я заинтересовался и поехал туда в горы. И вновь был поражен. Между гор стояла огромная каменная (!!!!!!) плотина, построенная за 2 года (!!!!!!!!!!!!!!) в 1908-1910 годах (!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) из ста тысяч (!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) каменных блоков.
Вода из нее спускается вниз по трубам много километров (я поднимался на машине около 20 минут).
И все это на границе национального парка. Именно от этой плотины начинается четырехчасовой маршрут до всемирно известной скалы "язык тролля", которую можно увидеть в любом путеводителе по Норвегии. Кстати, ни на плотине, ни рядом не было ни то, что каких-нибудь мордатых охранников, но не было вообще ни одной живой души! Я полюбовался чудесами природы и чудесами творения рук человеческих и так и не понял, как норвежцы умудряются все это сочетать. Я десятки раз бывал на российских производствах, видел и металлургические заводы, и ГЭС, и в моем сознании промышленность и природа диаметрально разнесены друг от друга.
В Норвегии же все наоборот. Я, например, увидел дома, собранные из камня, сливающиеся со скалами.
В норвежских горах я обнаружил и удивительную традицию покрывать крыши домов землей и засевать ее травой. Наверное это сохраняет тепло, но, кроме этого, дома врастают в окружающую среду, становятся частью ландшафта, превращаясь из творения рук человека в творение природы.
Кэмпы
Кстати, все путешествие по Норвегии я останавливался исключительно в кэмпах. Так вот почти во всех кэмпах, где я жил, дома были именно такие.
Исключение составил только один кэмп невдалеке от паромного терминала, ориентированный на автопутешественников.
Кэмпов в Норвегии - невероятное количество. В некоторых кэмпах мы столкнулись с удивительным по российским меркам подходом: если вы приехали после 10 вечера, когда ресепшн уже закрыт, вы просто выбираете ключ от свободных домиков, которые просто висят на улице на крючках, и идете туда сами заселяться. А в домике все для полноценной жизни - кухня, посуда, камин, кровати с постельным бельем, однажды даже была стиральная машинка. Утром сами приходите на ресепшн и оплачиваете ночевку. А ночь стоим, между прочим от 3 тысяч рублей и выше (Норвегия вообще чудовищно дорогая страна - вероятно, самая дорогая в Европе).
В каждом кэмпе несколько десятков домиков разного размера, площадки для авто-трейлеров, для палаток. Так вот летом, в пик туристического сезона, все они заполнены до отказа. Бывает, что даже свободных мест для палаток нет. Норвегия - страна невероятно популярная туристическая страна. И очень многие европейцы путешествуют дикарем. Впрочем, Норвегия то и хороша именно для такого туризма.
Берген
Но есть и исключение - морской туризм. Многие приезжают в Норвегию паромами и круизными лайнерами, в том числе трансатлантическими, а потом путешествуют по фьордам на более мелких комфортных кораблях.
И воротами такого туризма является Берген, основанный в 1070 году - старинная столица Норвегии. На протяжении столетий Берген был еще и одним из четырех внешних городов-контор Ганзейского союза - средневекового аналога современного Евросоюза. (Еще тремя были Лондон, Брюгге и Великий Новгород).
Это западные ворота Норвегии, куда ежедневно приходят огромные паромы и круизные лайнеры.
Удивительной особенностью Бергена, вероятно связанной с Гольфстримом, является невероятное количество осадков. Более 300 дней в году тут идет дождь, как в тропиках или субтропиках. Подъезжая к Бергену я физически въехал из солнечной погоды в дождь. Причем это было так: я въехал в один из туннелей при солнце, а выехал из туннеля в дождь. И знакомство мое с Бергеном, в том числе с его удивительным деревянным средневековым городом на набережной, внесенным в список наследия ЮНЕСКО, происходило под обычным Бергенским дождем.
И все равно город оставил удивительно приятное впечатление, в отличие от Осло.
Тысяча мелочей
А ведь кроме всего того, что я рассказал, были еще десятки более мелких интересных находок, каждое из которых могло бы украсить или отличить любую поездку. Они возникали неожиданно в самых непредсказуемых местах.
Например, где-то в горах на пустынной дороге под ярким солнцем я вдруг наткнулся на группу лыжероллеров, которые штурмовали крутой подъем.
А буквально через 15 минут я вдруг выехал на бескрайнюю снежную равнину, где по идеально размеченной трассе носились уже настоящие полуодетые лыжники. И только тут я вспомнил, что Норвегия - номер один в лыжном спорте.
А в маленьком городке Одда, с населением в 7 тысяч человек, я около местной школы обнаружил мини-парк научных физических аттракционов. Например, конструкцию из 7-ми велосипедных колес, связанных последовательно друг с другом, каждое с передаточным числом "10". таким образом, для того, чтобы верхнее колесо сделало 1 поворот (на каждом колесе установлена красная стрелка), нужно повернуть за ручку нижнее колесо 1 миллион (!!!) раз. Каждый может подойти к нижнему колесу и покрутить его за ручку сколько хочется. Электронный счетчик показывает произведенное за все время количество оборотов нижнего колеса. Оно составляло 16-ть тысяч раз. Я добавил туда еще 100 раз. Второе колесо сделало 10 оборотов, третье - один. До миллиона еще далеко.
А перед этой конструкцией стояли направленные друг на друга параболические тарелки. Если стоя у одного прошептать что-то, то человек стоящий у второй тарелки в двадцати метрах от первого все отлично услышит! Были еще огромный тяжелый гранитный шар, свободно вращающийся на тонкой пленочке воды, и многое другое в таком же роде. Все эти эксперименты очень просты, но при этом очень впечатляющи. Именно после таких простых опытов в моей школе я в свое время увлекся физикой. Но с тех школьных пор нигде, тем более просто на улице, я ничего подобного не видел.
А где-то в горах я наткнулся на памятник неолитической эпохи: менгиры и замшелые каменные пирамидки с неопределенным возрастом - может тысяча лет, может десять тысяч: никто не знает.
Были и многие другие открытия, и в большом и в малом, но о всех них рассказать просто невозможно. А потому самое лучшее - увидеть все самим. Не знаю, удалось ли мне передать свое восхищение удивительным и непохожим ни на что миром Норвегии. Но если у вас только будет такая возможность - посетите эту страну и вы убедитесь, что я вас не обманул.
Читайте также:
- Скандинавия. Часть 1. Из России в Россию
- Скандинавия. Часть 2. От Выборга до Виборга, от Хельсингфорса до Хельсингборга
Константин "Кот" Белый, 2014