Смоленщина. Часть 3. Нахимов. Усадьба-призрак |
Tweet | Посетителей: | 25092 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Смоленщина. Часть 3. Нахимов. Усадьба-призрак
Главный_редактор 22-04-2010 17:40 |
Нахимов. Усадьба-призрак.
Как я уже писал, моё путешествие по Смоленщине было удивительным прежде всего из-за неожиданных и совершенно не сочетающихся между собой находок, касающихся знаковых для русской истории имён. Сегодня мой рассказ о Павле Степановиче Нахимове.
Нахимов - знаковое для русской военной славы имя. Из всех флотоводцев обычный среднестатистический россиянин знает как раз только Нахимова, да ещё Ушакова. Да и то, мало что знают о них конкретно - в меру своего интереса и образования. У меня, к сожалению, связь с именем Нахимова несколько теснее, чем хотелось бы. Дело в том, что я был пассажиром последнего благополучного рейса лайнера «Адмирал Нахимов». Вечером 29 августа 1986 года я вместе с родителями сошёл с борта теплохода, на котором мы совершали двухнедельный круиз, а 30-го он отошел в свой последний запланированный рейс, после которого его должны были отправить на переплавку. Но этот рейс закончился трагически - ночью 31-го августа на выходе их Новороссийской бухты он столкнулся с сухогрузом «Пётр Васёв» и затонул менее чем за 10 минут, унеся жизни 423 человек. А я покинул борт теплохода менее чем за 30 часов до катастрофы! Подробнее о лайнере «Адмирал Нахимов» можно почитать здесь.
После тех событий я впервые заинтересовался судьбой самого Нахимова, воинский путь которого может служить образцом воинского долга и самопожертвования. Нахимов обладал большими военными дарованиями; отличался смелостью и неординарностью тактических решений, личным мужеством и хладнокровием. В бою стремился максимально избежать потерь и придавал огромное значение боевой выучке матросов и офицеров. Пользовался огромным уважением на флоте, матросы его называли «отцом-благодетелем».
Среди многочисленных достижений Нахимова как флотоводца, во-первых, уничтожение турецкой эскадры в Синопском сражении 1853 года - последним сражением в истории русского парусного флота, где он не потерял ни одного корабля. А во-вторых, героической обороной Севастополя 1854-1855 годов, когда под его руководством Севастополь в течение девяти месяцев героически отражал атаки союзников. Во время той обороны, он принял тяжелое решение затопить части парусных судов Черноморского флота в Севастопольской бухте, преградив тем самым доступ кораблям врага в порт. Этот непростой ход позволил надолго задержать неприятеля.
Даже тот факт, что он погиб от смертельного пулевого ранения в голову будучи адмиралом, командующим Черноморским флотом, командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города Севастополя, говорит о нём как об истинном воине, оставшимся воином даже став адмиралом. Считается, что именно гибель Нахимова предопределила скорое падение Севастополя. Говорят, что во время его похорон на кораблях неприятеля английской эскадры были приспущены флаги и офицеры сняли фуражки...
Уезжая в Смоленскую область я совершенно не ожидал, что у меня там возникнет повод вспомнить о Нахимове. Но на дороге, которая шла вдоль той самой Ржевско-Вяземской линии обороны Великой Отечественной войны, я увидел вот такой указатель.
Ни секунды не думая, я свернул под указатель. Дорога по указателю, по Смоленско-Тверским понятиям, шла прекрасная. И тем неожиданнее было то, что она неожиданно уперлась в небольшую площадку для парковки и... кончилась. Вокруг не было ни единого признака жизни - здания или хоть какой-то будки, не то что человека.
Походив вокруг я нашел все ответы на свои вопросы. Я ждал увидеть усадьбу Нахимовых, а вместо этого нашел вот такие информационную табличку, где все подробно разъяснялось. Усадьбы в селе Городок Вяземского уезда Смоленской губернии больше не существует. Более того, не существует даже и самого села. Меня совершенно убила фраза на информационной табличке: «В советские годы на территории Городка был льнозавод, производственная деятельность которого уничтожила остатки последних построек Нахимовской усадьбы»
Все что мне удалось найти - это тропинку,
которая шла к разворованному вандалами обелиску, от которого, видимо, оторвали элементы из цветного металла,
да недавно установленную памятную доску на месте дома, где родился и рос один из величайших флотоводцев России.
И это - память о человеке, в честь которого во время Великой Отечественной войны даже учрежден орден, а флотские военные кадеты называются нахимовцами.
Зрелище было тяжелое. На обратном пути я остановился у кладбища, километрах в трех от бывшей усадьбы, которое я проскочил до этого. Там я нашел восстановленный фундамент Спасо-Нерукотворной церкви, где был записан новорожденный Нахимов, а после и крещен.
И опять убийственная фраза на табличке: «В начале 50-ых годов 20-го века Спасская церковь была разобрана на кирпич». Ну мало в стране кирпичей, а Нахимовых - много!
На кладбище я нашел и могилу его родителей. Сам Нахимов похоронен в Севастополе, где погиб.
Возвращался я в невеселом настроении. Я бывал во многих странах и видел, как за границей берегут память о мало-мальски достойных людях. Что же происходит у нас? Может чересчур много достойных людей рождает русская земля? Но даже если так, то мы все равно должны знать и помнить всех тех, кто своей жизнью и смертью стяжал великую славу нашей стране. И мы должны помнить о адмирале Павле Степановиче Нахимове.
Читайте также:
- Смоленщина. Часть 1. Краеугольный камень России.
- Смоленщина. Часть 2. Гагарин. Человек-город
- Смоленщина. Часть 4. Грибоедов. Воин-дипломат
Константин "Кот" Белый, 2010