Серебряные Пруды. Два генерала |
Tweet | Посетителей: | 24444 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Серебряные Пруды. Два генерала
Главный_редактор 27-05-2010 17:40 |
Серебряные Пруды. Два генерала.
Я много раз ездил на машине в Тамбов. Только на Летние школы ФКР три раза, да еще на турниры несколько раз. И каждый раз, проезжая мимо, я обращал внимание на небольшой городок с красивым назавнием Серебряные Пруды. Расположен он удивительным образом - на перкрестке трех областей Московской, Рязанской и Тульской. Относится он к Московской области, но это самый ее край, треугольником внедрившийся между Тульской и Рязанской областями. Поэтому, когда едешь на юг от Москвы, то когда за Каширой дорога раздваивается на М-4, продолжающей идти строго на юг, и на М-6, сворачивающей на юго-восток, то если ехать как раз по М-6 попадаешь в удивительное переплетение областей. Сначала выезжаешь из Московской области и едешь километров 10 по Тульской области, затем снова попадаешь в Московскую область и едешь по ней еще километров 20, прежде чем въедешь уже в Рязанскую. Я всегда обращал на это внимание, но свернуть в Серебряные Пруды мне как-то не приходило в голову.
Но в "Литературной газете" №18 за 5-11 мая 2010 года, естественно, целиком посвященной Великой Отечественной войне, я наткнулся на невероятную историю о совершенно непостижимой связи судеб двух во многом знаковых для 2-ой Мировой войны генералов - героя Сталинграда, командующего 8-ой гвардейской армией генерал-полковника Василия Чуйкова, и главнокомандующего Восточными легионами (добровольческими национальными формированиями) генерал-полковника Эрнста Кёстринга. И ключевым моментом, отправным пунктом выплетаемых мойрами этих двух нитей, перекрученных друг с другом, был как раз маленький городок Серебряные Пруды, но об эом позже.
Впервые они оказались напротив друг друга в 1918 году, когда Кёстринг, уже опытный военный, был советником правительства гетмана Скоропадского и помогал в организации «незалежной» украинской армии, а совсем юный помощник комроты Вася Чуйков уже воевал против них там же в составе 1-й Особой Украинской бригады Сиверса.
С 20-х годов Чуйков, как и Кёстринг, кадровый разведчик и прикомандирован к 4-му Управлению штаба РККА (РазведУпр). Только в конце 1935-го он переходит в распоряжение Управления начсостава, где был начальником курсов по разведке. Потом станет комкором, и вот уже – тяжелейшая финская война, где Чуйков командовал 9-й армией. Но после нее он снова вернулся к разведработе, став военным атташе при полномочном представительстве Советского Союза в Китае. Всем известно: военный атташе – легальный лидер разведки. Для него, разведчика с пятнадцатилетним стажем, – не внове. И в Китае он не впервые: в конце 20-х уже пришлось здесь бывать военным советником. Здесь он известен под фамилией Карпов. Кёстрингу фамилия Карпов, несомненно, знакома. Удивительно, но с 1933-го – Эрнст Кёстринг два года также военный советник в Китае у Чан Кайши. Так их судьба сводит снова. В конце 1940 года, новому военному атташе Чуйкову (он же Карпов) сдаёт дела его предшественник в Китае, Власов (он же Волков). Тот самый Андрей Власов, будущий командир 2-й Ударной, после разгрома которой он станет символом предательства, возглавив Русскую Освободительную армию (РОА). А в ноябре 1944-го Кёстринг, уже главнокомандующий Восточным легионом, встретится с генералом Власовым как его новый начальник. Кстати, примерно в тот же самый период, когда Чуйков стал военным атташе в Китае, Кёстринг (в 41-ом) стал военным атташе Германии в СССР и считался "Специалистом №1 по России".
Новая встреча была опосредована. Генерал Чуйков командовал 62 армией (впоследствии ставшей 8-ой гвардейской), находившейся на самом острие битвы в Сталинграде, через который немцы рвались на Кавказ. Роль Чуйкова в обороне и защите Сталинграда переоценить невозможно - его имя навсегда будет связано с разгромом немцев в битве, которую считают переломной в войне. В то же самое время Эрнст Кёстринг – специальный уполномоченный по делам Кавказа. Под его руководством уже сформированы части по национальному признаку из некоторых кавказских народов. Нет смысла перечислять, ведь такие «войска» были и на Украине, и в Прибалтике, позже к ним присоединилась РОА. По оценкам специалистов, число добровольцев из граждан СССР, состоящих на службе нацистской Германии, доходило до 1,5 млн. человек. Правда Кёстринг возглавит все «Восточные добровольческие части» только через два года, а пока он на Кавказе, над которым навис Сталинград. Овладение Сталинградом определяло судьбу Кавказа.
В 1944 году генерала Эрнста Кёстринга назначили главнокомандующим так называемыми Восточными легионами, добровольческими национальными формированиями (включая РОА и т.п.), действующими на Восточном фронте. Чуйков в это время ведет сражения на двигающемся в сторону Германии фронте.
А следующая заочная встреча стала наиболее важной в их судьбе. 1 мая 1945-го, генерал начальник немецкого генштаба сухопутных сил Ганс Кребс пробрался в штаб 8-й гвардейской армии Василия Чуйкова договариваться о капитуляции. И именно Чуйков стал первым из наших военных, кто узнал, что Гитлер мёртв, назначено новое руководство, которое просит начать переговоры о перемирии и капитуляции. Это уже потом доложат Жукову, Сталину – предложение будет отвергнуто, Кребс застрелится, а капитуляция будет полной и безоговорочной… Удивительно тут то, что Ганс Кребс ровно за 4 года до этого был помощником военного атташе Германии в России Эрнста Кёстринга.
В штурме Берлина принимали участие двенадцать армий. Случайно ли именно Ганс Кребс, бывший заместитель Кёстринга, проработавший с ним годы в Москве и близкий ему человек, оказался именно у Чуйкова? Борман, а тем более Геббельс прекрасно знали «специалиста № 1» по России – Эрнста Кёстринга.
И когда они решили объявить себя новыми руководителями Германии – могли ли они не советоваться с ним, кто должен возглавить переговоры и с кем их лучше вести? Как бы там ни было, но именно генерал Чуйков стал первым, кто официально узнал о конце Гитлера и его Германии. И первым услышал официальное предложение о капитуляции. Услышал его от человека Кёстринга – 1 мая 1945-го… Вот так, в самом центре событий, вновь сплелись судьбы этих двух совершенно разных людей, с рождения связанных между собою. Связанных как раз Серебряными Прудами.
Дело в том, что именно здесь, в Серебряных Прудах, на берегу замечательной реки Осётр в 1900 году в большой семье Ивана Ионовича и Елизаветы Фёдоровны рождается пятый сын (и восьмой из их двенадцати детей) – Василий. Василий Иванович Чуйков. Елизавета Федоровна была староста общины Никольского храма, редчайший тогда пример для женщины. Кстати, храм она отстояла, когда его должны были взорвать. Для этого она прошла пешком до Москвы около 150 километров, сумела попасть на приём к самому Калинину и получила нужную подпись.
И здесь же, но в 1876 году в семье управляющего имением графа Шереметева – Августа Кёстринга родился мальчик, которому дали имя Эрнст. А старшим конюхом этого имения был дед Иона – дед Василия Чуйкова. Когда Эрнст подрос, он уехал в Москву, где были гимназия, затем Михайловское артучилище. А ещё позже их семья покидает Россию, перебираясь в Германию. Так, с рождения судьбы этих двух людей пошли бок о бок, но по разные стороны баррикад. Оба они стали кадровыми разведичками и закончили войну в одном звании - генерал-полковников, но ни разу так и не встретились лицом к лицу,
По мнению многих специалистов, Кёстринг должен был попасть в плен как раз в полосе наступления 8-й армии Чуйкова. Но опытный разведчик Кёстринг (в 45-м ему под семьдесят) прекрасно понимал, что его ждёт, и сумел уйти к американцам. Сдался он через несколько дней, 4 мая, довольно далеко от Берлина, в Баварии. Скончался Эрнст Кёстринг в 1953 году в забвении. Ну а Василий Чуйков, Маршал Совесткого Союза (1955), дважды герой Советского Союза, кавалер 9-ти (!) Орденов Ленина и 4-х (!) Орденов Боевого Красного знамени, скончался в 1982 году, и был похоронен по его завещанию у подножия монумента Родина-мать на Мамаевом Кургане.
Эта история так меня поразила, что я решил заехать в этот город при первой же возможности. А она предоставилась мне очень скоро, когда мне пришлось поехать по делам в Липецкую область.
Я сделал там несколько фотографий этого красивого городка. Если подниматься наверх от Осётра,
то уже через минуты оказываешься перед величественным Никольским храмом.
Рядом скромные и ухоженные могилы отца и матери Василия Ивановича. Слева, в Лесном посёлке, жили когда-то Кёстринги. Ниже, справа, – Чуйкова слобода. Чуйковых и сегодня немало в Серебряных Прудах - каждая вторая могила у храма с фамилией Чуйковых.
Ну а сама эта история, еще раз доказала мне полную взаимосвязанность всего вокруг, и еще раз научила меня делать удивительные открытия там, где казалось бы все давным-давно
известно. Нужно только уметь смотреть на мир широко открытыми глазами, также как и в те времена, когда мы только учились ходить и говорить, и каждый день тогда дарил нам невероятные открытия. Именно этому я повторно учусь сейчас, а о своих находках я и делюсь периодически с вами в своем блоге.
Целиком статью Петра Соколова "Два генерала: русский след", опубликованую в "Литературной газете" №18, 5-11 мая 2010 года можно прочитать тут.
Константин "Кот" Белый, 2010