Гималаи 2011. Часть 1. Кшатра |
Tweet | Посетителей: | 29036 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Гималаи 2011. Часть 1. Кшатра
![]() |
![]() |
Гималаи 2011. Часть 1. Кшатра
С 5 по 25 июля я принял участие в традиционных гималайских сборах «Кшатры». Проходили они традиционно в горах Куллу (предгорья больших Гималаев) штата Химачал-Прадеш в Индии. Три предыдущих аналогичных сбора я, несмотря на огромное свое желание, не имел возможности присоединиться к Максиму. Возможно, я просто еще не был готов к знакомству с Гималаями. В качестве некоторой компенсации для самого себя я поучаствовал в «Кшатре в Танзании» - но то была экспедиция, а не сборы. И все же, в конце концов, мое желание реализовалось. О чем я и хочу рассказать.
Максим
Следует понимать со всей определенностью: Кшатра – это Максим Дедик. (Наоборот верно лишь отчасти: Максим Дедик – Кшатра, но не только). Все что представляет из себя Кшатра сейчас – это Максим. И дело тут не в том, что Макс как-то очень сильно сорганизовал весь этот проект или все замкнул на себя. Нет, дело совсем в другом. Максим воплотил, материализовал часть своей творческой энергии в этом проекте и проект ожил. То есть Кшатра – это и есть сам Максим, это его часть.
В виде некоторого отступления замечу, что неудивительно, что со временем Максу стало тесно в затхлой, крайне нетворческой атмосфере IFK, подавляющей всяческую индивидуальность и инициативу. Так что его уход из IFK был совершенно закономерен. Максиму еще в какой-то степени повезло, что в свое время он попал именно в наш клуб, потому что, по моему мнению, творческая атмосфера и поддержка инициативы и самореализации – это главная отличительная черта «Бусидо». В подавляющем же большинстве клубов или организаций людей стремятся загнать в стойло, зачастую нещадно ломая. Мы же придерживаемся принципа – в многообразии сила, и пестуем индивидуальность и творчество каждого. Именно поэтому и наше расставание с IFK было, в конечном счете, предрешено. Но и именно поэтому у нас сейчас прекрасно вместе занимаются люди, обладающие черными поясами по различным, зачастую конфликтующим версиям Кёкусин, а вдобавок и кикбоксеры, и рукопашники. И именно потому каждая наша звезда, включая и Макса, имеет свой собственный стиль, не похожий на стиль другого. Кстати, в случае с Максом особого усилия это и не требовало :). Он сам по себе яркая личность, даже вне каратэ.

А ее у Макса, как я и говорил, в избытке. И «Кшатра» - ее концентрированное выражение.
Кшатра
Для незнающих (если такие есть, конечно), напомню, что «Кшатра» - это вторая по статусу варна (на санскрите - «цвет»), в Индии. Всего варн четыре, еще брахманы, вайшьи и шудры (это не считая неприкасаемых). Каждая варна делится на несколько каст, всего из по разным оценкам около пятнадцати. Первая варна – брахманы (брамины), из нее происходили жрецы, т.е. духовные лидеры. А из кшатриев происходили цари и вожди, т.е. земные лидеры. С санскрита «кшатрий» переводится как «властный, благородный». Есть и другой перевод: «Лишающий страданий».Следует сказать, что сейчас считается, что в настоящее время нет прямых и чистых потомков кшатрией, как и других древних каст. Но, тем не менее, именно на севере Индии – в Пенджабе, Химачале (где мы были) и Кашмире как раз более всего и сохранилось следование традициям.
От себя добавлю, что по сути «Кшатра» как каста воинов – суть то же что и «Бусидо» как путь воина. И, вероятно, потому, лично я воспринимаю проект «Кшатра» как творческое развитие концепций проекта «Бусидо». И, наверное, потому мы с Максимом с огромным удовольствием общаемся, чувствуя много общего в своих взглядах и идеях.

Кшатра – Международный Проект, ставящий своей целью объединение людей различных культур, национальностей, народов, а также видов и стилей боевых искусств; людей, искренне любящих Воинский Путь, осознающих то, что при всей непохожести все они имеют единый корень, источник и смысл, и видящих в их Практике - Путь к пониманию фундаментальных и универсальных законов и принципов Бытия. Мы не можем говорить о Мире вообще, мы можем говорить только о том, что знаем. Таким образом, Практика по-прежнему остается единственным критерием истинности.
Цель Проекта – создание в Пространстве и Времени точку, где собираются люди близкие по духу, люди, считающие себя приверженцами Пути и Традиции Воина. Выбор правильного Времени и формирование благоприятного Пространства для практики, изучения, исследования, совершенствования, общения, восстановления, оздоровления и отдыха.
Мы собираемся для общения. Вот что такое Кшатра.
Мы все уникальны. Это факт. Мы все – Одно. Это суть.
Мне кажется, тут мало что можно добавить. И справедливость сказанного подтверждает тот факт, что «Кшатра» развивается и вширь, и вверх, и вглубь.
На начальном этапе это был фактически узкий проект проведения сборов по Кёкусин на Гоа в традиционно «мертвый» для сборов зимний период. Затем пошло развитие «вглубь» (по моей терминологии) - сборы стали включать в себя практику йоги, тренировки по кику. В прошлом году добавились «столбы» И-цюань.

Одновременно шло развитие «вширь» - «Кшатра» начала осваивать новые территории. Прежде всего, пришла «на историческую родину» в Гималаи. Появилось додзе в Джиби. Появилось и совершенно новое направление – экспедиции «Кшатры». Полноценная экспедиция была только одна – в Танзании. Но треки в Гималаях тоже можно совершенно спокойно отнести к экспедициям. Сейчас, после прошлогоднего посещения Таиланда в январе, Макс планирует привести «Кшатру» в Таиланд. После открытия «Базы», она станет «базой» (простите тавтологию :) ) «Кшатры» в Москве.
И главное, Макс продолжает развивать «Кшатру» «вверх» (еще раз повторюсь – это моя собственная терминология). Макс продолжает осмысливать все то, что он делает, наполнять свою деятельность новым качеством. Это редкая способность. Как правило, после запуска проекта времени для осмысления уже не остается – начинается текучка. Макс от нее очень страдает и старается в ней не увязать. В этом году, по его собственным словам, он неожиданно понял, что целью всех сборов и экспедиций «Кшатры» является не утилитарное изучение новых приемов или улучшение своих физических данных, а очищение и набор силы, естественно не физической. Он даже где-то раскопал, что в одном из прочтений «Кшатра» означает что-то вроде «Сила». А это уже новое качество! После этих его слов я понял, что с этой точки зрения, сборы в Гималаях и путешествие в Танзанию отличаются на форматом и не содержанием тренировок, а контактом с совершенно различной энергией: в Африки – брутальной, сексуальной, грубой, в Гималаях – тонкой, неосязаемой, но могучей. И я как участник и той, и этой экспедиции могу подтвердить, что так оно и есть. Даже водопады Африки и Гималаев, в которых я купался - по ощущениям соверненно разные.

Кшатра-темпл
Сюда же я отношу и еще один поступок, одно неожиданное решение. У всех в зубах навязло, стало общим место, что Додзё (т.е. в переводе «Место пути») – это «Храм воинского пути». Теоретики боевых искусств любят повторять об этом на каждом углу. И им кажется совершенно естественным, что они говорят об этом в переносном смысле, что это метафора. Поэтому обычно у них все заканчивается механическим повторением чужих ритуалов на чужом языке. При этом, как правило, в отутюженных кимоно. И только Максим - из всех моих тысяч знакомых в боевых искусствах – воспринял это буквально, а не в переносном смысле. Его додзё в Джиби, стоящее, кстати, на высоте 1900 метров над уровнем моря на крутом склоне метрах в ста вверх по-над рекой, не образно, а в прямую имеет статус храма.
Внизу - Джиби, додзе - на середине склона











Так вот и «Кшатра темпл» живой. И все дело в том, что формой служения в этом храме является ежедневная практика. Я в какой-то момент это явно ощутил. Именно практика начало и конец служения в боевых искусствах. И проведение начального или конечного ритуала, форма одежды, утвержденные кем-то где-то поклоны-приветствия-возгласы и т.п. совершенно не важны, а скорее наоборот – вредны, поскольку отвлекают от главного, чем надо заниматься в храме.
И самое удивительное, что эта мысль, в какой-то момент поразившая меня, прекрасно понимается местными жителями. А потому, они с удовольствием принимают участие в традиционном служении-праздновании, которое называется «пуджа». В этот раз это служение было приурочено к завершению сборов. К Кшатра-темплу пришли музыканты, которые играли музыку все два часа пока шла праздничная тренировка, включавшая как часть и нечто вроде показательных выступлений.


Рана
Вместе с нами танцевал и человек, на чьей земле построен «Кшатра-темпл» - Рана. Это, без преувеличения, удивительный человек! Полное имя Раны – Бхагаван Сингх Рана.
Самое интересное, что Рана и естественно весь его клан – кшатрии. Это удивительно, потому что адрес Раны в свое время Максу дал совершенно малознакомый человек на Гоа. Иначе как судьбой это не назовешь.
Этот факт имеет некоторое отношение к его авторитету. Мы были свидетелями, как во время трека мы пришли в маленькую деревушку в горах, и одна из сопровождавших нас собак, съела гулявшего цыпленка. Началась разборка с местными жителями. Спор шел через сопровождавшего нас одного из сыновей Раны – Нирендры – который является старшим преемником Раны. Так вот мы предложили (по-европейски!) уладить вопрос деньгами. Но Нирендра – улыбчивый молодой человек, который вместе с братьями обслуживал нас за обедом и ужином и пек нам в походе лепешки, неожиданно стал суровым и сказал, что мы не дадим им ни рупии, поскольку они – крестьяне - посмели поднять на него голос. Я был реально поражен!
Но дело, конечно, не только в этом, а, скорее, совсем не в этом. Дело в тех делах, которые Рана и его семья делает.
Во время треков Рана показал нам два храма построенных его отцом – один спрятанный высоко в горах, а второй в узловой точке – в поселке Джалори-пасс на ближайшем перевале.

Рана был первым в Джиби, кто стал продвигать сюда туризм. Он первым открыл гостевой дом, проработал туристические маршруты и треки. Со временем его проект стал расширяться. Люди в Джиби поначалу смеялись над ним, но спустя время некоторые, осознав перспективу, открыли свои кемпинги и туристические гест-хаусы. Сейчас в эту малюсенькую деревню ежедневно посещают или проезжают туристы. Приходят пешком, приезжают на джипах, мотоциклах. Много хипанутых. Интересно, что огромный поток идет из Израиля, причем туристы приезжают в Индию на 4-6 месяцев. Только за наши две недели у Раны гостили несколько мини-групп израильских туристов разных возрастов и пола. С одной девчонкой мы разговорились. Оказалось, что она уже 2 месяца в Индии, но планирует провести тут еще 4 месяца, продвигаясь по северу Индии. На Гоа летом жарко, а потому многие едут именно сюда.
Но, несмотря на конкуренцию, Рана до сих пор центр этого движения. Он сказал, что его гест-хаус и кемпинг посещали туристы из 56 стран мира. Возможно потому, что он сам до сих пор придумывает и активно участвует во многих проектах, водит тургруппы. Он сам провел нас по первому треку (20 км по горам), съездил с нами в Маникаран (12-часовое путешествие на джипах), встречал нас на вершине двухдневного трека.

Хотя возможно мы для Раны – исключение. Мне со всей очевидностью было видно, что мы для Раны – его особый, возможно даже любимый проект. Ране «Кшатра» очень близка и понятна. Он не отделает себя от нее. Он всегда был рядом с нами.


Ошо
Об этом я хочу сказать отдельно, потому что и тут я вижу некоторую предопределенность. Дело в том, что Рана – последователь Ошо. При этом как религию он исповедует принятый в этих местах индуизм в виде шиваизма. Рана 5 сезонов приезжал в центр Ошо на обучение. В его офисе фото Ошо висит рядом с фото самого Раны в разные годы – в институте, в армии и как раз в центре Ошо.
Ошо - слева, рядом Рана в разные годы
А удивительным является вот что. С Ошо меня познакомил Сергей Ермаков два с лишним года назад. До этого ничего об Ошо я не знал. Сергей Борисович посоветовал мне несколько его книг, после чего я стал их читать… и престал читать что-либо другое. Ну не совсем, конечно - я имею в виду из литературы такой направленности. Поначалу я просто не понимал, как относиться к прочитанному. Потом стал привыкать, вживаться, начал «распробовать». Мне стало интересно.
Сразу замечу, что меня совершенно не волнуют особенности личности самого Ошо, страсти к роскоши, странности последних лет жизни (умер он в 90-ом году), организации его последователей, обвинения в сектантстве, сетевом маркетинге и т.п. Меня интересуют только его взгляды и идеи. Мне нравится многое из того, что он говорит. Например: «Истина – вне конкретных форм, установок, вербальных формулировок, практик, логики, а её постижение осуществляется хаотическим, а не систематическим методом». Я с этим полностью согласен.
Но возвращаюсь. Примерно тогда же я сам, без совета Сергея Борисовича зачем-то случайно купил в магазине книгу Ошо «Только золото. Беседы по 12 избранным притчам великих духовных традиций мира». За 2 года я не прочитал ни страницы. И, не понимаю зачем, я взял ее в поездку.

«Если вы бежите в Гималаи, вы будете чувствовать себя спокойно — и одновременно немного глупо. Вы будете чувствовать больше молчания, но это молчание принадлежит Гималаям, не вам. Вернитесь, и все ваше молчание исчезнет — оно останется в Гималаях. И теперь мир будет вам мешать еще больше, чем раньше, потому что вы стали более уязвимым, мягким. Кроме того, теперь у вас появится предубеждение, идея, что вы достигли молчания. Вы станете еще эгоистичнее.
Вот почему люди, бежавшие в монастыри, боятся возвращаться в мир. Мир служит проверкой, критерием. И легче оставаться в мире и мало-помалу расти в молчании — тогда молчание Гималаев входит в ваше существо. Не вы идете к Гималаям, Гималаи сами идут к вам. Тогда это молчание ваше собственное, оно принадлежит вам».


Читайте также:
Константин "Кот" Белый, 2011
Комментарии
Либо этот материал не окончен, либо Костя преследовал только спортивно-этнографические цели.
Это интересный рассказ о средствах и деталях, но не о главном - встрече Константина со СВОИМИ ГИМАЛАЯМИ.
Остаётся надеяться, что формат этого репортажа (а может быть личные причины)не позволяют автору говорить об этом.
Читайте внимательно название поста "Гималаи 2011. ЧАСТЬ 1. Кшатра"
![]() |
Сагласны, сагласны! Надо вообще отказаться от кекусин, в котором нет ничего своего - ни ката, ни кихона, ни методик нормальных. Все надергано с бору по сосенке и якобы китайское, а на деле стызжено из соседнего зала Годзю-рю. Ошо тоже так считает, кста
![]() |
даже Макс заинтересовался книгой)))))