Вин Чунь |
Tweet | Посетителей: | 52943 |
Вин Чунь — уникальный вид боевого искусства, сочетающий утонченную и в то же время рациональную технику со строгой теорией. Для Вин Чунь характерно ведение ближнего, контактного боя, использующего быстрые удары и плотную защиту в комбинации с подвижной стойкой. Боец Вин Чунь способен эффективно проводить точные атаки одновременно с защитой; в атаке он использует не более чем необходимую мощь, оставаясь при этом подвижным и расслабленным.
Отличительной чертой подготовки в Вин Чунь является Чи Сао — набор парных упражнений, помогающих развить и довести до практического применения изучаемые теории и техники. Чи Сао развивает чувствительность, реакцию и координацию, учит справляться с превосходящей физической силой противника, правильно применять собственную силу, и использовать преимущества наименьшей возможной дистанции.
Принципы и техники Вин Чунь отражены в трех базовых формах, и в форме с деревянным манекеном. Обучение начинается с формы Сиу Лим Тао («Малая идея»), затем следуют формы Чам Киу («Поиск моста»), и Биу Джи («Протыкающие пальцы»). Серьезно настроенным ученикам предстоит освоить Мук Ян Чон («Деревянный манекен»), Лук Дим Бун Кван («Шест шести с половиной точек»), и в конце концов Бат Чам До («Восемь рубящих парных ножей»).
Легенды о возникновении Вин Чунь
Существует множество версий популярной легенды о возникновении стиля
Вин Чунь, которые отличаются друг от друга в деталях, но совпадают в
следующих ключевых моментах. В качестве источника исходного знания
называется монастырь Южный Шаолинь — не тот Шаолинь, что благополучно
просуществовал до XX-го века, а его монастырь-побратим, по легенде
находившийся в провинции Фуцзянь и разрушенный манчжурскими правителями
Китая не то в XVII, не то в XVIII веке. Далее, система Вин Чунь
приобретает законченный вид под впечатлением от боя двух животных:
журавля и змеи. И наконец, у истоков стиля мы видим двух женщин:
монахиню и ее ученицу, простую деревенскую девушку, по имени которой
стиль впоследствии и был назван.
Основательница стиля Кунфу Вин Чунь, девушка по имени Им Вин Чунь, была китаянкой, уроженкой Кантона (Гуанчжоу), провинции Квантун (Гуаньдун), крепкой и сообразительной, прямой и открытой. Её мать умерла вскоре после её помолвки с Леун Бок Чау, торговцем солью из Фукиэня (Фуцзяня). Её отец, Им И, был ошибочно обвинен в преступлении, и не желая садиться в тюрьму, бежал вместе с дочерью, поселившись в конце концов у подножия горы Тай Леун, недалеко от границы между провинциями Юннань и Сычуань. Там они зарабатывали на жизнь, открыв магазинчик по продаже соевого творога.
Во времена правления императора Канси династии Цин (1662–1722), Кунфу чрезвычайно развилось и окрепло в монастыре Сиу Лам (Шаолинь) на горе Сун, в провинции Хэнань. Это вызвало опасения правительства Манчжу (некитайцев по происхождению, выходцев с севера, из Манчжурии, правивших в то время Китаем), которое послало войска для захвата монастыря. Попытка прямого штурма успеха не имела, но человек по имени Чань Мань Вай из недавно принятых в монастырь слуг, рассчитывая на благодарность от правительства, решил «помочь» атакующим.
Вместе с монахом монастыря Сиу Лам по имени Ма Нин И некоторыми другими, которых удалось склонить к предательству, они сговорились поджечь монастырь во время очередной атаки осаждающих солдат. Сиу Лам сгорел дотла, а оставшиеся в живых монахи и ученики рассеялись. Спаслись и направились в разные стороны наставница Нг Муи, наставник Чи Шинь, наставник Пак Мэй, мастер Фун То Так и мастер Миу Хинь.
Нг Муи нашла убежище в храме Белой Цапли на горе Тай Леун (гора Чай Хар). В тех краях она и познакомилась с Им и его дочерью Вин Чунь, у которых часто покупала соевый творог по пути на гору с рынка. Когда Им Вин Чунь исполнилось пятнадцать, и она стала перевязывать волосы согласно традиции в знак того, что готова к замужеству, её красота привлекла внимание известного местного задиры. Он пытался силой вынудить Вин Чунь стать его женой, что сильно обеспокоило Им Вин Чунь и её отца. Нг Муи прослышав про это, и желая помочь девушке, решила обучить Вин Чунь своему кулачному искусству. Вин Чунь вместе с Нг Муи удалилась в горы и стала изучать Кунфу. Она упорно тренировалась день и ночь, пока не овладела техникой боя. По возвращении домой, она первым делом вызвала задиру на поединок и побила его.
Перед уходом из храма Белой Цапли в путешествие по стране, Нг Муи оставила Вин Чунь наказ: строго соблюдать традиции Кунфу, продолжать свою практику после того, как она выйдет замуж, и всегда помогать своему народу в борьбе за восстановление династии Мин, против династии Цин и правительства Манчжу.
Выйдя замуж, Им Вин Чунь обучила Кунфу, своего мужа Леун Бок Чау. Он впоследствии назвав технику в честь жены, передал её Леун Лан Кваю. Тот, в свою очередь, обучил Вон Ва Бо, артиста оперной труппы «Красной джонки». С Вон Ва Бо на «Красной Джонке» работал Леун И Тай. Так вышло, что наставник Чи Шинь, спасшийся из Сиу Лам, под видом повара тоже некоторое время работал на «Красной Джонке». Он обучил Леун И Тая технике боя с длинным шестом Лук Дим Бун Кван. Вон Ва Бо был другом Леун И Тая, и они обменялись знаниями в области Кунфу. Вместе они развивали технику, и с тех пор длинный шест стал частью системы Вин Чунь Кунфу. Леун И Тай передал свои знания Леун Цзану, известному доктору-травнику из Фатшаня (Фошань, провинция Гуаньдун). Леун Цзан постиг глубинные секреты Вин Чунь и добился высочайшего мастерства. Многие мастера Кунфу бросали ему вызов, но все терпели поражение. В итоге, Леун Цзан приобрел известность. Позже, приемником его Кунфу стал Чань Ва Шунь, который много лет назад взял в ученики меня и моих старших братьев по Кунфу: Нг Сиу Ло, Нг Чан Со, Чань Ю Миня и Луи Ю Цзай.
Таким образом, можно сказать, что система Вин Чунь дошла до нас через прямую цепь наследования от самого истока. Я написал эту историю стиля Вин Чунь в память и с благодарностью к моим предшественникам. Я вечно признателен им за то, что они передали мне мастерство, которым я теперь владею. Человек всегда должен помнить об источнике воды, которую пьет; именно это чувство причастности к общему истоку объединяет всех нас — братьев по Кунфу.
Элементы рассказанной Ип Маном легенды легли в основу сценария вышедшего в 1994 году фильма «Вин Чунь»