|
|
КАРАТЭДО – «ПУТЬ ПУСТОЙ РУКИ»
Каратэ – японское боевое искусство, визитной
карточкой которого являются сокрушительные удары руками и
ногами, наносимые в уязвимые точки человеческого
тела. Каратэ зародилось на острове Окинава, самом большом
из островов архипелага Рюкю, где вплоть до последней трети XIX
в. существовало королевство Рюкю, находившееся в двойной
вассальной зависимости от Японии и Китая. Название «каратэ»
в дословном переводе с японского означает «пустая рука».
Однако, с учетом того значения, которое слово «тэ» имело в
окинавском диалекте, более правильным является перевод
«искусство боя без оружия» или «рукопашный бой». Ранний
период развития этого боевого искусства неразрывно связан с
исторической судьбой Окинавы. Ее население образовалось в
результате смешения нескольких миграционных потоков с севера и
юга. В исторический период уже с глубокой древности этот
остров находился под перекрестным культурным влиянием более
развитых культур Китая и Японии, что наложило неизгладимый
отпечаток на культуру архипелага Рюкю, сохранившую, тем не
менее, свой особый колорит. Суровые, несмотря на теплый
муссонный климат, условия жизни на Окинаве – частые ураганы,
преобладание гор и малая площадь пригодной для пахоты земли –
предопределили ее сильное отставание в культурном развитии, в
сравнении с соседними Японией и тем более Китаем. Так,
появление письменности на Окинаве датируется XIII в.,
распространение железных сельскохозяйственных орудий – XIV в.,
объединение страны в ее географических пределах – началом XV
в., а оформление централизованного государства – XV-XVI
вв. Не удивительно, что многие аспекты цивилизации при
таких внутренних условиях были привнесены извне – из Китая и
Японии. Одним из таких элементов привнесенной из Китая
культуры было и каратэ. И совсем не случайно это слово
первоначально записывалось иероглифами, которые дословно
означают «китайская рука» или, что правильнее, «китайский
рукопашный бой». Вопрос об истоках каратэ до сих пор
остается дискуссионным, но основную роль в его формировании,
бесспорно, сыграли различные стили ушу китайской провинции
Фуцзянь – Кулак белого журавля, Кулак архатов и др. Проникнув
на Окинаву в XVIII – XIX вв., эти стили испытали на себе
влияние местного рукопашного боя, известного под названием
«тэ», а также японских боевых искусств, прежде всего
фехтования мечом, и трансформировались в самобытные окинавские
школы, которые и явились фундаментом современного каратэ. О
времени проникновения стилей ушу или их фрагментов на Окинаву
историки спорят. В качестве возможных точек отсчета указывают
на 1392 г. – время образования в деревне Кумэ, неподалеку от
крупнейшего на Окинаве порта Наха (ныне столица префектуры
Окинава), колонии китайских иммигрантов – так называемых «36
семей из провинции Фуцзянь». На XIV – XV вв. – время развития
дипломатических и торговых отношений с Китаем. Наконец, на
середину XVIII в., когда на Окинаву прибыл некий мастер ушу
«Кусянку», о чем упоминает один из письменных источников. В
качестве важных факторов, способствовавших развитию приемов
боя руками и ногами на острове, ссылаются на двукратный запрет
хранения и ношения оружия. В первый раз радикальное
разоружение было прове¬дено в годы правления короля Сё Син
(1477-1526), который хотел предотвратить вооруженные
выступления своих политических соперников – незадолго
подчиненных его власти местных феодалов. Второй запрет
датируется началом XVII в. В 1609 г. японский князь Симадзу
Иэхиса вы¬садился на Окинаве с 3-тысячным войском. Небольшая
коро¬левская дружина была разбита. Короля обязали ежегодно
пла¬тить японцам тяжелейшую дань. Чтобы пресечь возможные
выступления порабощенных островитян, Симадзу запретил владение
оружием. Правда, этот запрет не распространялся на всех
дворян, а у крестьян оружия все равно не было. Надо отметить,
что, вопреки распространенному мнению, никаких нападений на
очень немногочисленных японцев, находившихся на острове, со
стороны мастеров каратэ в источниках не зафиксировано. Скорее,
каратэ являлось одним из аспектов культуры и образа жизни
дворянства, стремившегося подражать китайской интеллигенции,
для которой практика ушу была нормой, нежели «невидимым
оружием» обездоленных крестьян. Согласно устной традиции,
мастера каратэ на Окинаве были уже в начале XVIII в., однако
относительно точные и проверяемые сведения относятся только к
XIX в., когда на острове сформировалось несколько направлений
каратэ, которые различались, прежде всего, методиками
подготовки и нормативными стандартными комплексами ката,
воплощающими в себе технику и тактические установки
школы. Традиционно, эти стили называют по местам их
практикования: Сюритэ – «Рукопашный бой города Сюри», Томаритэ
– «Рукопашный бой города Томари» и Нахатэ – «Рукопашный бой
города Наха». При этом, однако, нужно иметь в виду, что эти
названия появились лишь в начале ХХ в. как обозначения
тогдашних местных стилей каратэ. Так, название «Сюритэ»
первоначально использовалось лишь для обозначения стиля
мастера Итосу Анко (1830—1915), который в действительности
синтезировал знания, полученные от сэнсэев Нагахамы из Нахи,
Гусукумы из Томари и Мацумуры из Сюри. Название же «Нахатэ»
применялось лишь для обозначения стиля мастера Хигаонна Канрё
(1853-1915), который полтора десятилетия изучал ушу в Китае в
провинции Фуцзянь. Соответственно, возникают сомнения в
том, насколько правомерно использовать эти названия для
обозначения более ранних авторских стилей мастеров из
соответствующих населенных пунктов, поскольку эти стили
серьезно отличались от «Сюритэ» Итосу Анко и «Нахатэ» Хигаонны
Канрё. Тем не менее, практически во всех публикациях
японские авторы используют названия «Сюритэ» и «Нахатэ» и
применительно к более ранним мастерам и их авторским
стилям.
Сюритэ В Сюри, столице
королевства Рюкю, жило немало отличных мастеров боевых
искусств из числа местных дворян, служивших в королевском
дворце, в том числе в королевской охране. В их среде и
зародилось течение Сюритэ. Главную роль в его оформлении
сыграли Сакугава Канга и его ученик Мацумура
Сокон. Сакугава обучался в Китае и не только овладел всеми
секретами китайского кулачного искусства, но и приобрел славу
выдающегося мастера искусства боя палкой –
бодзюцу. Мацумуру устная традиция называет учеником
Сакугавы. Он был выдающимся мастером боевых искусств, учился и
на Окинаве, и в Китае, и в Японии, и не только освоил
китайско-окинавское кулачное искусство, но и получил
мастерский сертификат в японской школе искусства меча
Дзигэн-рю, благодаря чему позднее привнес принципы японского
фехтования на мечах (в частности, принцип «иккэн хиссацу» –
«одним ударом наповал») в каратэ. Мацумура оказал большое
влияние на боевое искусство района Сюри, имел массу учеников,
и его боевое мастерство оценивается чрезвычайно
высоко. Учеником Мацумуры был и Итосу Анко (1831-1915),
которого называют «отцом современного каратэ. Итосу приложил
большие усилия для популяризации каратэдо и, когда в 1905 году
каратэ было введено в качестве обязательного предмета в
программу Педагогического училища и Средней школы № 1 на
Окинаве, лично стал преподавателем по этому предмету. В этот
период он переработал старинные ката Кусанку и Пассай и другие
и разработал серию ката Пинъан (или Хэйан). Удалив из них
опасные боевые технические приемы и превратив их в
гимнастические комплексы, Итосу предназначал ката Пинъан для
начинающих, в первую очередь – для школьников. У Итосу было
чрезвычайно много учеников, в их числе были и основатель школы
Кобаяси-рю («Школа Редкого Леса») Тибана Тёсин (1885-1969),
основатель Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), основатель
Сётокан («Школа мастера Сёто») Фунакоси Гитин (первоначально
учился каратэ стиля Сюритэ у мастера Адзато Анко; «Сёто» –
литературный псевдоним Фунакоси) и другие. Позднее сэнсэй
Мабуни переехал в Осаку и приложил большие усилия для
распространения каратэ на западе острова Хонсю. Сэнсэй
Фунакоси переехал в Токио и распространил каратэ на востоке
Хонсю.
Нахатэ Среди дворян и
купцов из Нахи, торгового порта, находившегося неподалеку от
столицы королевства Рюкю Сюри, также исстари было немало
мастеров боевых искусств. Однако «отцом современного
Нахатэ» считается мастер Хигаонна Канрё (1853-1915). Первым
его учителем был Арагаки Сэйсё. Сохранились записи о том, что
Арагаки в 1867 г. продемонстрировал во дворце Сюри ката Сэйсан
и Супаринпэй по случаю прибытия на Окинаву китайского
посольства для официальной интронизации рюкюсского монарха.
Хигаонна прошел суровую школу под руководством Арагаки и стал
первым силачом во всей Нахе, а затем отправился в китайский
порт Фучжоу, потому что уже давно хотел изучать кэмпо
непосредственно на родине этого боевого искусства. Там он стал
учеником некоего «Ру Руко» и изучил один из вариантов Кулака
белого журавля. Вернувшись на Окинаву, Хигаонна более десяти
лет никому не показывал то искусство, которому научился в
Китае. Тем не менее, постепенно слух о его мастерстве
распространился, появилось много желающих учиться каратэ
именно у него, и Хигаонна открыл собственную школу. В числе
учеников Хигаонны были Кёда Дзюхацу (1887-1968) и Мияги Тёдзюн
(1888-1953), а также Мабуни Кэнва, который обучался также у
Итосу Анко. После кончины Хигаонны группа учеников сэнсэя
Кёда стала действовать под названием «Тоон-рю» - «Школа
мастера Хигаонны», причем Кёда старался сохранить учение
мастера Хигаонна в неприкосновенности. А сэнсэй Мияги
привнес в школу Хигаонны плоды своих исследований каратэ,
увеличил число изучаемых ката (в частности, он разработал ката
Гэкисай дай ити и Гэкисай дай ни) и назвал свою школу
«Годзю-рю» - «Школа Твердости и Мягкости». Сэнсэй Мабуни,
взяв начальные иероглифы из фамилий двух своих учителей,
назвал свою школу «Сито-рю» - «Школа Итосу и Хигаонны».
Томаритэ Порт Томари
расцвел как королевский порт, через который рюкюсский двор
торговал с Китаем. В этом месте по приезде на остров на
специальном постоялом дворе останавливалось множество
иностранцев, в первую очередь – китайцев. У воинов, которые
попадались среди них, и обучались боевым искусствам каратисты
из Томари. В результате здесь сложилась самостоятельная
техническая традиция каратэ, отличающаяся от традиций Сюритэ и
Нахатэ. «Отцом современного Томаритэ» считается Мацумора
Косаку (1829-1898). Он учился у двух местных мастеров – Тэруя
Кисин и Уку Карю. Мацумора посвятил каратэ всю свою жизнь и
поднял направление Томаритэ до уровня боевых искусств Сюри и
Наха. Его боевое искусство через Иха Котацу было унаследовано
Накасонэ Сэйю. Мастер Нагаминэ Сёсин, который изучал и
Сюритэ, и Томаритэ, широко распространил свой стиль под
названием «Мацубаяси-рю» - «Школа Соснового Леса» (иероглиф
«Мацу» - «Сосна» - является первым в фамилиях Мацумура и
Мацумора, то есть здесь зашифрована отсылка к историческим
корням школы).
«Китайские школы» Особо
выделяют группу школ, сохраняющих наиболее тесные технические
и методические связи с китайскими школами ушу: Кодзё-рю,
Рюэй-рю и Уэти-рю. Самой типичной из них является
Уэти-рю. Школа Уэти-рю была основана Уэти Камбуном
(1877-1948). Уэти, уклоняясь от призыва на военную службу в
японскую армию (многие окинавцы считали, что Япония незаконно
аннексировала острова Рюкю, и не желали воевать за Японскую
империю), бежал в Китай и там изучал стиль кулачного искусства
под названием «Пангайнун» под руководством мастера Чжоу Цзыхэ.
Вернувшись на родину, Уэти основал «Центр изучения каратэдзюцу
школы Пангайнун-рю» и начал преподавать свою школу каратэ.
Позднее она получила название «Уэти-рю» - «Школа мастера
Уэти». После окончания Второй мировой войны она начала
распространяться по миру, имея главным центром остров Окинава.
Школу Камбуна наследовали его потомки – сын Канъэй и внук
Кансэй.
Распространение каратэ за пределы
Окинавы В начале XX в. окинавское каратэ шагнуло
за пределы архипела¬га Рюкю – в Японию и даже за ее границы,
прежде всего, на Гавайи. Пионерами пропаганды каратэ в Японии
стали сильнейший боец Окинавы Мотобу Тёки (1871-1944) и
Фунакоси Гитин, за которыми последовали Мабуни Кэнва, Мияги
Тёдзюн, Тайра Синкэн и др. В Стране Восходящего Солнца
окинавцы нашли мощную традицию боевых искусств, имевшую позади
столетия развития и богатейшую философию. Не удивительно, что
знакомство с нею подвигло мастеров каратэ многое пересмотреть
в своем искусстве – и в методике обучения, и в технике. Но
главное – большинство каратистов взяли курс на преобразование
своего боевого искусства в целостную систему воспитания
личности, в Путь каратэ – каратэдо. Важным новшеством стало и
формирование в каратэ школ по образу и подобию школ других
японских боевых искусств. В течение 1920-х - 1930-х гг.
оформились Сётокан-рю (Фунакоси Гитин), Годзю-рю (Мияги
Тёдзюн), Сито-рю (Мабуни Кэнва) и др. Однако японизация
каратэ происходила не просто и не без давления японских
учеников окинавцев, которые цеплялись за свои традиции и
каждую новацию принимали после долгого обдумывания, порой в
течение нескольких лет. Поэтому лидерами обновления каратэ
стали каратисты-японцы, среди которых было немало мастеров
различных боевых искусств. Именно японцы раньше окинавских
учителей стали создавать школы с ярко выраженной японской
спецификой и разрабатывать новые методы обучения и тренировки.
Оцука Хиронори, ученик Фунакоси, Мабуни и Мотобу и мастер
Синто ёсин-рю дзюдзюцу, создал «Вадо-рю» - «Школу Японского
Пути». Ученик тех же окинавских мастеров, специалист по
дзюдзюцу и кэндо Кониси Ясухиро разработал Синто дзинэн-рю –
«Школу естественности Божественного пути». Ямада Тацуо, ученик
Мотобу, создал Ниппон кэмпо каратэдо – «Японское кулачное
искусство – каратэдо», а Саваяма Масару, ученик Мабуни Кэнва,
- Ниппон кэмпо – «Японское кулачное искусство» - и
др. Главной причиной, толкавшей японцев создавать
собственные школы, было отсутствие в каратэ практики
тренировочных и соревновательных поединков. У привыкших к
вольным схваткам дзюдо японцев это вызывало недовольство, и
они стали разрабатывать различные формулы проведения
поединков. Оцука Хиронори (а за ним мастера Сито-рю и
Сётокан-рю) пришел к системе сундомэ – фиксации удара в
нескольких сантиметрах от тела противника, чтобы не нанести
ему травмы. Другие – Саваяма Масару, Ямада Тацуо, Кониси
Ясухиро – предпочли проведение боев в полный контакт в
специальных доспехах. Несколько позднее, в конце 1940-х –
начале 1950-х гг. Ояма Масутацу, синтезировавший Сётокан-рю и
Годзю-рю и создавший Кёкусинкай, начал проводить поединки без
доспехов в полный контакт, но без ударов руками в голову. Еще
позже основатель школы Кэндокай Накамура Хидэо предложил
компромисс между правилами сундомэ и «полного контакта» Оямы:
в его школе удары в голову обозначаются, а по корпусу и бедрам
наносятся. По мере того, как правила стандартизировались и
закреплялись, разные клубы каратэ начали проводить
товарищеские встречи. Так было положено начало развитию
спортивного каратэ в его разных модификациях. Эта тенденция
особенно усилилась после Второй мировой войны. Вскоре после
окончания Второй мировой войны японское боевое искусство
каратэ начало распространяться в странах Европы и Америки. В
Европе первыми его пропагандистами были японские инструкторы,
волею судеб оказавшиеся в Старом свете. Они были готовы
обучать своему искусству новых учеников, но не прилагали
никаких усилий для создания, по подобию других видов спорта,
национальных и международных организаций. Однако их
европейские ученики постепенно приходили к пониманию
необходимости этого. В 1963 г. Жак Делькур, президент
Французской ассоциации каратэ, пригласил в Париж
представителей 7 стран Европы, наиболее активно развивавших в
то время каратэ. 15 декабря 1963 г. в Париже состоялся I
Европейский конгресс каратэ с участием представителей Франции,
Бельгии и Великобритании. На нем обсуждалось положение каратэ
в Европе и перспективы его развития, предложения по унификации
правил соревнований. Конгресс положил начало ежегодным
встречам представителей национальных организаций каратэ
европейских стран, число которых неуклонно возрастало. III
Европейский конгресс каратэ 21 ноября 1965 г. принял решение о
создании Европейского союза каратэ (European Karate Union –
EKU). Его президентом был единогласно избран Ж. Делькур.
Отметим, что EKU образовался всего лишь на год позднее
Всеяпонской федерации каратэдо (1964). 7 мая 1966 г. в
Париже прошел первый в истории Чемпионат Европы по каратэ,
открывший череду ежегодных европейских чемпионатов. Быстрое
развитие спортивного каратэ во всем мире поставило на повестку
дня вопрос о создании межконтинентальной международной
организации. В 1970 г. создается Всемирный союз организаций
каратэ (World Union of Karate Organizations – WUKO). Его
президентом становится президент Всеяпонской федерации
каратэдо Сасакава Рёити, а председателем – Ж. Делькур. 10
октября 1970 г. в Токио прошел I Чемпионат мира по каратэ,
организованный WUKO. Ему предшествовал I Международный
конгресс WUKO. Так было положено начало крупнейшим турнирам по
спортивному каратэ. Если на I чемпионате мира 1-е и 2-е
места заняли японские бойцы (соревнования проходили в
абсолютной весовой категории и только в кумитэ), уступив лишь
3-е место канадцу Карнио, то на следующих чемпионатах
лидерство захватили атлеты из Европы. В 1985 г. WUKO был
официально признан МОК и развернул работу по подготовке
включения каратэ в число олимпийских видов спорта. Изменения в
правилах соревнований, призванные сделать их более зрелищными,
понятными, а судейство – более объективным, привели к
реорганизации WUKO и к созданию в 1999 г. на его основе
Всемирной федерации каратэ (WKF), которая в настоящее время
включает федерации 174 стран. Своей важнейшей задачей
руководство WKF считает включение спортивного каратэ в число
олимпийских видов. В августе 2002 г. МОК выразил полное
одобрение каратэ как виду спорта и WKF – как представляющей
его организации. Таким образом, спортивное каратэ в версии WKF
вошло в число видов спорта – кандидатов на включение в
программу Олимпиад. Согласно решению МОК, число видов
спорта, которые могут быть представлены на Олимпийских играх,
ограничено 28, и в настоящее время все места заняты. Каратэ
остается ждать, когда МОК примет решение об изменении
программы Олимпиад. Президент WKF А. Эспинос считает: «Мы
можем спокойно, с оптимизмом и уверенностью смотреть в
будущее. Каратэ распространено по всему миру, что могут
сказать о себе лишь немногие виды спорта. Каратэ вносит
большой вклад в воспитание молодежи и всего общества. Рано или
поздно каратэ станет олимпийским видом спорта!» С небольшим
отставанием, но чрезвычайно быстрыми темпами (благодаря
рекламе и незаурядной личности его основателя Оямы Масутацу),
с конца 1950-х гг. во всем мире начал развиваться стиль
Кёкусинкай. В 1975 г. состоялся I Чемпионат мира по правилам
Кёкусинкай – правилам так называемого «японского нокдауна» - с
ударами в полный контакт руками и ногами по корпусу и ногам, а
по голове – только ногами. Появление многочисленных
ответвлений Кёкусинкай – Ояма каратэ, Асихара каратэ, Сидокан
и др. – привело к широкому распространению соревнований по
правилам «японского нокдауна». Наконец, в 1980 г. на
международной спортивной арене дебютировал еще один вид
спортивного каратэ – Косики каратэ (досл. «жесткое каратэ»), в
котором поединки проводятся в полной контакт, но с
использованием специальных доспехов и шлема. Всемирная
федерация Косики каратэ объединяет ряд школ, признающих
правила Косики каратэ, но различающихся по своим канонам,
набору ката и акцентам в методике обучения. В то же время
многие школы и на Окинаве, и в Японии вообще не признают
соревнования. В результате в современном мире каратэ может
представать и как популярная спортивная дисциплина, и как
система воспитания личности, и как система рукопашного боя,
ориентированная не на условный, а на вполне реальный бой не на
жизнь, а на смерть.
Связь каратэ Кёкусинкай со старыми течениями
и школами каратэ Школа Кёкусинкай была создана мастером
Ояма Масутацу, который изучал школу Сётокан, восходящую к
Сюритэ и Томаритэ, и школу Годзю-рю, восходящую к Нахатэ, и
разработал на их основе собственную систему. Связь
Кёкусинкай с названными течениями и школами наиболее явственно
просматривается в программе ката, которые хотя и сильно
переработаны, но все равно сохраняют связь с ката старых
школ. Программа ката Кёкусин-кан
Название |
Японское написание названия |
Перевод названия |
Школа-источник |
Течение-источник |
Тайкёку соно ити |
太極その一 |
«Великий предел». Ката № 1 |
Сётокан |
Сюритэ |
Тайкёку соно ни |
太極その二 |
«Великий предел». Ката № 2 |
Сётокан |
Сюритэ |
Тайкёку соно сан |
太極その三 |
«Великий предел». Ката № 3 |
Сётокан |
Сюритэ |
Тайкёку соно ити ура |
太極その一裏 |
«Великий предел». Ката № 1. Вариант «ура». |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Тайкёку соно ни ура |
太極その二裏 |
«Великий предел». Ката № 2. Вариант «ура». |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Тайкёку соно сан ура |
太極その三裏 |
«Великий предел». Ката № 3. Вариант «ура». |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Сокуги тайкёку соно ити |
足技太極その一 |
«Великий предел для техники ударов ногами». Ката №
1 |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Сокуги тайкёку соно ни |
足技太極その二 |
«Великий предел для техники ударов ногами ». Ката №
2 |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Сокуги тайкёку соно сан |
足技太極その三 |
«Великий предел для техники ударов ногами ». Ката №
3 |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Пинъан соно ити |
平安その一 |
«Гармония и покой». Ката № 1 |
Сётокан |
Сюритэ |
Пинъан соно ни |
平安その二 |
«Гармония и покой». Ката № 2 |
Сётокан |
Сюритэ |
Пинъан соно сан |
平安その三 |
«Гармония и покой». Ката № 3 |
Сётокан |
Сюритэ |
Пинъан соно ён |
平安その四 |
«Гармония и покой». Ката № 4 |
Сётокан |
Сюритэ |
Пинъан соно го |
平安その五 |
«Гармония и покой». Ката № 5 |
Сётокан |
Сюритэ |
Пинъан соно ити ура |
平安その一裏 |
«Гармония и покой». Ката № 1. Вариант «ура». |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Пинъан соно ни ура |
平安その二裏 |
«Гармония и покой». Ката № 2. Вариант «ура». |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Пинъан соно сан ура |
平安その三裏 |
«Гармония и покой». Ката № 3. Вариант «ура». |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Пинъан соно ён ура |
平安その四裏 |
«Гармония и покой». Ката № 4. Вариант «ура». |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Пинъан соно го ура |
平安その五裏 |
«Гармония и покой». Ката № 5. Вариант «ура». |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Цуки-но ката |
突きの型 |
«Ката прямых ударов руками» |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Гэкисай дай |
撃砕大 |
Ударить и разить вдребезги" ("Ударом разбить
вдребезги", "Напасть и разбить вдребезги"). Главное
ката |
Годзю-рю |
Нахатэ |
Гэкисай сё |
撃砕小 |
Ударить и разить вдребезги" ("Ударом разбить
вдребезги", "Напасть и разбить вдребезги"). Младшее
ката |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Янцу |
安三 |
«Три спокойствия» |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Сайфа |
最破 |
«Максимальное разрушение» |
Годзю-рю |
Нахатэ |
Сантин |
三戦 |
«Три боя» |
Годзю-рю |
Нахатэ |
Тэнсё |
転掌 |
«Вращение ладонями» |
Годзю-рю |
Нахатэ |
Сэйэнтин |
征遠鎮 |
«Покорять далекое и устанавливать порядок» |
Годзю-рю |
Нахатэ |
Канку (Канку дай) |
観空 (観空大) |
«Взгляд в небо» |
Сётокан |
Сюритэ |
Сусихо |
五十四歩 |
«Пятьдесят четыре шага» |
Сётокан |
Сюритэ |
Гарю |
臥竜 |
«Дракон, припавший к земле» |
Разработано в Кёкусинкай |
- |
Сэйпай |
十八 |
«Восемнадцать приемов» |
Годзю-рю |
Нахатэ |
«Старинные ката» (Корюката) программы
Кёкусин-кан
Найфантин сёдан |
ナイファンチン初段 |
«Перемещения в стойке [со стопами, повернутыми]
вовнутрь». Начальная ступень |
Кэндо («Путь кулака» Накамуры Хидэо) |
Сюритэ |
Найфантин нидан |
ナイファンチン二段 |
«Перемещения в стойке [со стопами, повернутыми]
вовнутрь». Вторая ступень |
Кэндо («Путь кулака» Накамуры Хидэо) |
Сюритэ |
Найфантин сандан |
ナイファンチン三段 |
«Перемещения в стойке [со стопами, повернутыми]
вовнутрь». Третья ступень |
Кэндо («Путь кулака» Накамуры Хидэо) |
Сюритэ |
Сэсан |
十三 |
«Тринадцать приемов» |
Сито-рю |
Нахатэ |
Пассай |
バッサイ |
«Прорыв в крепость» |
Сито-рю |
Сюритэ |
Кусанку |
公相君 |
«Мастер Кусанку» |
Сито-рю |
Сюритэ |
Супаринпэй |
一百零八 |
«Сто восемь приемов» |
Сито-рю |
Нахатэ |
Усэси |
五十四歩 |
«Пятьдесят четыре шага» |
Сито-рю |
Сюритэ | |
|
|