Развитие за пределами Японии |
Tweet | Посетителей: | 24637 |
Развитие дзю-дзюцу за пределами Японии
Развитие дзю-дзюцу за пределами Японии, как правило, связывают с 1867 годом, когда под натиском сторонников радикальных реформ рухнуло трёхсотлетнее правление сёгуната Токугавы.
Реставрация правительства в лице взошедшего на престол императора Мейдзи повлекла за собой крушение многих феодальных порядков и проведение буржуазных преобразований в самых разных областях общественной деятельности. Утратили свою силу законы , удерживающие страну от контактов с иностранными державами. Из Англии, США, Германии на Японские острова хлынул поток информации, которая быстро усваивалась и применялась на практике.
В связи с созданием регулярной армии были распущены княжеские дружины, и тысячи самураев, лишившись места службы, пополнили ряды ронинов - безработных самураев. Именно тогда многие известные мастера воинских искусств, воины, доказывающие практичность и эффективность своих боевых систем в реальных поединках, были вынуждены , зарабатывая на жизнь, приподнять завесу таинственности и секретности своих рю - школ боевого искусства. Отныне познакомиться с техникой той или иной школы мог каждый, кто платил учителю. Закрытая клановая система обучения начала давать сбои. Теперь, наряду с привилегированным классом могли обучаться и простолюдины. Многие мастера в поисках источника доходов устремились за рубеж, и по всему миру стали открываться школы дзю-дзюцу.
Прежде чем делать обзор путей проникновения дзю-дзюцу в мир, следует сказать, что во многом это случилось благодаря популяризации «дочки» дзю-дзюцу - дзю-до и его основателя Дзигоро Кано.
Дзигоро Кано
Здесь следует сделать небольшое отступление и заметить, что дзю-до Кодокан тех лет было мало похоже на современное спортивное дзю-дзю - олимпийский спорт, который широко практикуется во всём мире. Дзигоро Кано не стремился создавать новую школу борьбы, а лишь пытался систематизировать и унифицировать те сотни школ, которые соперничали между собой. Нередко в таких школах просто обманывали учеников (читай "клиентов"), потому что истинно боевых мастеров было мало, а основная часть "учителей", как правило, состояла из жуликов, аферистов и шарлатанов, пытавшихся заработать как можно больше денег.
С установлением мира и общей модернизацией в Японии, опасные и прагматичные техники уступили место боевым искусствам, которые делают упор на искусство, а не практичность, и социализировались в сторону спортивной соревновательности. Те кто знаком с довоенным Дзю-До Кодокан понимают насколько быстро Дзю-До трансформировалось в спорт и утеряло свою боевую эффективность, также как и само Дзю-До Кодокан в своё время дистанцировалось от "старых" школ джиу-джитсу и их зачастую "слишком опасных" техник, как это было осуществлено основателем Дзю-До Дзигоро Кано.
Мицуё Маеда
Так в 1914 году знаменитый боец Мицуё Маеда(1880-1941), прозванный "Каунт Коша", что означает "Граф битвы", приехал в Бразилию. До этого он совершил турне по США, где проводил поединки со всеми, кто желал испробовать силу и мощь дзю-дзюцу. Мицуё Маеда проводил схватки с боксёрами, борцами, уличными бойцами и ни одного боя не проиграл, хотя все его противники были намного сильнее физически. Взять хотя бы известного нью-йоркского борца по кличке "Мясник".
Бразильское дзю-дзюцу
По приезду в Бразилию с качестве благодарности за помощь, оказанную ему видным бразильским политиком Гастао Грейси, Маеда вызвался обучать искусству джиу-джитсу сына Гастао - Карлоса. С этого времени и берёт своё начало знаменитое джиу-джитсу школы Грэйси, не знающее себе равных на всевозможных турнирах и чемпионатах по так называемым боям без правил.
Карлос Грейси (род 1901) - старший из пяти братьев. Имена других: Освальдо, Гастао, Джордж и Хелио (1913). Карлос начал заниматься у Маеды, гогда ему было 19 лет.Позже, Карлос обучил джиу-джитсу остальных своих братьев.
В то время в Бразилии не было другой техники боя кроме бокса и капоэйры. Только Джиу-Джитсу обладало борцовской техникой ведения боя на земле. Карлос и его братья сделали имя своей семьи знаменитым, сражаясь в многочисленных поединках - как на улице, так и в показательных боях.
Первую академию Джиу-Джитсу Карлос Грейси открыл в городе Белем в 1925 году. И также как и Маеда, борцы из академии Джиу-Джитсу Грейси начали вызывать на бой другие школы. Самым знаменитым из братьев стал самый младший - Хелио. Он побеждал всех своих противников и вскоре стал сильнейшим бойцом ( прим.: Хелио потерпел только два поражения: японцу Кимуре и Вальдемару Сантане, своему собственному ученику в поздние годы).
Хелио Грейси впервые вышел на ринг в возрасте 17 лет во Фронтао против боксёра по имени Антонио Португал. Хелио победил его за 30 секунд. Он также победил японского дзю-докая Намики в 1932 году. Это был в его карьере поединок джиу-джитсу/дзю-до и первый раз, когда он на бой вышел в дзю-доистком кимоно Хелио Грейси не только стал чемпионом, но и развил джиту-джитсу в тот стиль, который стал известен как Бразильское Джиу-Джитсу.
Из-за своего маленького веса и отсутсвия физической силы Хелио приходилось подбирать себе только такую технику, которая бы позволяла ему полагаться не на мощь мышц, а на рычаги. Его любимыми словами всегда были знаменитые слова Архимеда: "Дайте мне рычаг и я переверну землю". Именно благодаря этому принципу Бразильское-Джиу-Джитсу позволяет более слабому и лёгкому человеку одерживать верх над сильным и тяжёлым противником. Хелио рассказывал, что он иногда не мог выбраться из определённых позиций и удержаний, в которые загоняли его братья, и поэтому был вынужден изобретать собственные новые приёмы для того, чтобы с ними справляться.
Все мужчины семьи Грейси - потомков шотландских иммигрантов в Бразилию, владеют боевым искусством джиу-джитсу и защищают семейный "Вызов Грейси" - приглашение любому желающему сразиться с ними. Они готовы любому доказать превосходство своего стиля над другими. Два знаменитых сына Хелио - Хойс и Хиксон помогли популяризовать Джиу-Джитсу Грейси (Бразильское Джиу-Джитсу) в США, Японии и по всему миру, одерживая победы в чемпионатах по Боям Без Правил. В настоящее время сильнейшим бойцом семьи Грейси считается Хиксон (Rickson Gracie).
Джиу-джитсу в Европе
В Великобритании в начале века преподавал опытный Акитаро, обладатель 4-го дана. Вскоре была издана первое в Европе учебное пособие по дзю-дзюцу "Полное руководство по дзю-дзюцу. Метод Кано". Его авторы - Ирвин Гонкок и Хацукама Осигаси.
По случаю визита японского флота в Германию, кайзер Вильгельм II также имел возможность познакомиться с дзю-дзюцу. Это искусство произвело на него такое впечатление, что он назначил японского мастера Агитаро Оно преподавателем дзю-дзюцу в военно-спортивных заведениях Берлина. Его лучший ученик Эрих Ран стал первым немецким мастером, приложившим большие усилия для развития дзю-дзюцу в Германии. В 1906 году он открыл в Берлине школу дзю-дзюцу, из которой вышли такие мастера и энтузиасты этого направления как Альфред Роде и Отто Шмельцайзен. К сожалению, благородное искусство дзю-дзюцу сослужило хорошую службу немецким нацистам. После прихода к власти Гитлера, когда стала очевидна захватническая политика фашистов, дзю-дзюцу стали активно изучать в войсках СС, гестапо, в немецкой разведке, парашютно-десантных частях.
После 2-й мировой войны дзю-дзюцу и дзю-до были объединены в одну организацию. Но растущая популярность дзю-дзюцу привела к тому, что был организован Немецкий Союз Дзю-Дзюцу (Deutcher Ju-Jutsu Verband -DJJV). Благодаря большому вкладу в развитие Дзю-Дзюцу немецких мастеров: Вернера Хайма, Франца Йозефа Грема, Клауса Мюнстермана, Петера Нильса, Йозефа Арта, Дитера Раета сегодня в Германии дзю-дзюцу изучает более 40 тысяч человек.
Джиу-джитсу в России
К настоящему времени усилиями энтузиастов-историков доказано, что в России инициатором развития дзю-дзюцу стал Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937), чье имя было на протяжении почти 70-ти лет несправедливо забыто.
Василий Сергеевич Ощепков
В архивах всемирно известного института дзю-до до наших дней сохранилось запись о поступлении туда 29 октября 1911 г. Василия Ошепкова. Василий в полном объёме познал всю суровую школу дзю-до тех лет. Ошепков стал первым русским, и одним из четверых европейцев, заслуживших в те годы 1-й дан. Упорные занятия на этом Василий Сергеевич не прекратил, и вскоре из рук самого доктора Кано ему был вручён диплом мастера 2-го дана, о чем также имеется запись в книгах Кодокана.
До революции джиу-джитсу было распространено в тогдашних силовых ведомствах России - долгие годы оно являлось секретным боевым оружием, которым владели офицеры армии, полиции, контрразведки. Основоположником русского джиу-джитсу был именно Василий Ощепков, сын политкаторжан, который в конце прошлого века попал в русскую миссию в Японии. Именно там он увидел и стал постигать этот вид боевого искусства, получив в Стране восходящего солнца 2-й дан. Уже в самом начале XX века, в 1902-1903 годах, жандармский корпус в России раньше других принял на вооружение японское единоборство. Русско-японская война дала сильнейший толчок к развитию джиу-джитсу в России. Приезжавшие с той войны рассказывали леденящие кровь истории о том, как мастерски владеют японские солдаты смертельными приемами. При этом вспоминались страшные случаи, когда безоружный японец одними руками убивал по нескольку русских солдат, выламывая им суставы, ломая позвоночник, а владевший штыком - оставлял вокруг себя гору кровавых тел.
Революция, как ни странно, не поглотила джиу-джитсу. И уже в советской России школа японского боевого искусства была на очень высоком уровне. Стоит вспомнить лишь один случай, когда в Москву на спартакиаду в 1926 году приехали представители «Союза немецких рабочих», чья школа джиу-джитсу считалась одной из лучших в Европе. Немцы планировали победить легко и без напряжения, однако все оказалось наоборот. Они с треском проиграли 11 поединков и лишь один смогли свести вничью. Но к середине тридцатых годов джиу-джитсу оказалось под запретом как «чуждое явление» для советской деятельности. А основоположник его в России - Василий Ощепков - был арестован в 37-м году со стандартной формулировкой «японский шпион». Василий Ощепков умер в тюрьме не дождавшись приговора, что позволило его родственникам избежать клейма «семья врага народа». Однако имя его выло вымарано из истории, в том числе и усилиями его некоторых «преданных учеников». Всего несколько его учеников не отказались от имени своего учителя.