Кто основатель айкидо? |
Tweet | Посетителей: | 45310 |
Действительно ли о-сэнсэй является создателем современного айкидо?
Статья Стенли Пранина (Aikido Journal # 109)
Прозанимавшись практикой и исследованием айкидо несколько лет, я постепенно пришел к предположению, которое шло вразрез с общепринятым мнением и заявлениями множества сиханов, утверждавших, что они в течение многих лет обучались непосредственно у основателя айкидо, Морихэя Уэсибы. Я посетил множество семинаров, проводившихся японскими учителями в США, а также совершил несколько поездок в Японию, где встречался и тренировался со многими самыми знаменитыми мастерами. Моя теория заключалась в том, что айкидо, каким мы его знаем сегодня, не является искусством, которое практиковал и преподавал О-Сэнсэй, а скорее представляет собой множество производных форм, созданных ключевыми учениками основателя, обучавшимися у него в течение сравнительно коротких периодов времени. Это объясняло значительные расхождения между стилями, сравнительно небольшое количество преподаваемых техник и отсутствие религиозного аспекта, подобного Омото, в современных формах этого искусства. Это не было критикой «современных» форм, а скорее наблюдением, основанным на историческом исследовании, которое шло вразрез с общепринятым взглядом.
Когда в августе 1977 года я надолго переехал в Японию, я решил учиться в Иваме у Морихиро Сайто Сэнсэя. В конечном счете, к стилю, практиковавшемуся в Иваме, меня привлек акцент на жесткости и точности техники, а также то, что программа обучения включала в себя айки кэн и айки дзё. Я уверен, что близость Храма Айки и тот факт, что тренировка происходила в личном додзё О-Сэнсэя, также были факторами, способствовавшими моему выбору.
В то же самое время следует отметить, что я не считал технику Сайто Сэнсэя точным продолжением айкидо основателя, а скорее воспринимал его как мастера в своем праве. Я относил Сайто Сэнсэя в одну категорию с Коити Тохэем, Сёдзи Нисио, Сэйго Ямагути и другими знаменитыми учителями, обладавшими высоким мастерством и создавшими свои собственные оригинальные в техническом отношении стили, которые изначально хоть и были вдохновлены Морихэем Уэсибой, впоследствии стали развиваться в различных направлениях.
Я ясно помню, что хоть мой японский язык в то время был довольно ограничен, я умудрился высказать Сайто Сэнсэю свои мысли по этому поводу и свои сомнения относительно его утверждения, что его айкидо было в точности таким же, как и айкидо основателя. Мои суждения основывались на том факте, что техника Сайто Сэнсэя внешне довольно сильно отличалось от айкидо основателя, которое я видел в фильмах. Несколько удивленный моим скептицизмом и несомненной наглостью (если учесть, что я был его учеником), Сэнсэй терпеливо объяснил мне, что меня сбивает с толку то, что большинство публичных демонстраций основателя очень сильно отличалось от того, что он показывал в додзё в Иваме. Сайто Сэнсэй утверждал, что видит свою обязанность в том, чтобы в точности передавать айкидо основателя, и что у него нет намерения создавать «Сайто-рю айкидо».
Как ни старался он меня убедить, я продолжал испытывать сильные сомнения по этому поводу, хотя меня всегда восхищало его техническое мастерство. Затем однажды, примерно через два года после прибытия в Японию, я брал интервью у Дзэндзабуро Акадзавы, довоенного утидэси Морихэя Уэсибы периода Кобукан Додзё. Г-н Акадзава показал мне техническое руководство под названием «Будо», опубликованное в 1938 году, которое я никогда раньше не видел. В нем содержалось приблизительно пятьдесят техник, демонстрируемых самим основателем. Медленно переворачивая страницы, я к своему удивлению обнаружил, что исполнение некоторых базовых техник, таких как иккё, ириминагэ и сихонагэ, было практически идентично тому, чему я научился в Иваме у Сайто Сэнсэя. В книге был изображен сам Морихэй, демонстрирующий то, что я до сих пор называл техниками стиля «Ивама». Г-н Акадзава любезно одолжил мне книгу, и я поспешил показать ее Сайто Сэнсэю.
Я никогда не забуду, как звонил в дверь Сэнсэя, чтобы поделиться с ним своим открытием. К моему удивлению он никогда до этого не слышал об этой книге. Он надел свои очки для чтения и стал листать руководство; его глаза внимательно изучали серии фотографий. Я почувствовал себя обязанным немедленно извиниться перед ним за то, что подвергал сомнению его утверждение о том, что он прилагает все возможные усилия для того, чтобы сохранить техники О-Сэнсэя в неизменном виде. Сайто Сэнсэй засмеялся и с явным удовольствием вскричал: «Видишь, я же тебе говорил!» С тех пор (примерно с 1977 года) Сайто Сэнсэй всегда ездил на свои семинары по айкидо с копией «Будо», которую использовал для доказательства того, что та или иная техника является техникой основателя.
Само собой разумеется, что мне пришлось признать, что существовал, по меньшей мере, один инструктор, который распространял айкидо в соответствии с оригинальными техниками основателя. Но опровергало ли это мою общую теорию о том, что стили айкидо, широко практикуемые сегодня, технически и философски имеют мало общего с искусством основателя? Давайте рассмотрим следующее. Если вы придете в додзё любого известного учителя, то обнаружите, что движения его учеников очень похожи на его движения. И это вполне понятно - они были бы плохими учениками, если бы не старались имитировать движения своего учителя. На демонстрациях, в которых принимают участие представители различных додзё, очень часто можно распознать учеников того или иного учителя. Почему же в таком случае существуют такие значительные различия между стилями айкидо, если все сиханы учились непосредственно у основателя?
Некоторые говорят, что искусство основателя с течением лет очень сильно изменилось, и это объясняет различия в техниках его учеников, которые обучались у него в разные периоды времени. Другие утверждают, что О-Сэнсэй разным ученикам преподавал разные вещи, в зависимости от их характера и способностей. Я никогда не считал ни один из этих аргументов особенно убедительным. Фактически, когда много лет назад я обнаружил старый фильм Асахи Ньюс 1935 года, я был поражен тем, насколько «современным» было искусство основателя даже на ранней стадии своего развития. Более того, основатель обычно обучал группы учеников, а не отдельных учеников, а этот факт опровергает теорию о том, что он адаптировал обучение под потребности отдельных учеников.
Нет, я считаю, что существует совершенно иное объяснение такому значительному различию в стилях. Я думаю, что основная причина заключается в том, что очень немногие ученики О-Сэнсэя тренировались у него в течение сколько-нибудь продолжительного периода времени. За исключением Ёитиро (Хокэна) Иноуэ, племянника Уэсибы, Годзо Сиоды, основателя Ёсинкан Айкидо, и Цутому Юкавы, довоенные утидэси О-Сэнсэя обучались у него максимум пять-шесть лет. Безусловно, этого времени было вполне достаточно, чтобы стать опытным в искусстве, но недостаточно, чтобы овладеть обширным техническим арсеналом айки будо со всеми его тонкостями. Большинство из этих энергичных молодых людей, записавшихся в додзё основателя в качестве утидэси, были вынуждены преждевременно прекратить тренировку в боевых искусствах и уйти на военную службу. Более того, только очень немногие из этих ранних утидэси возобновили свою практику после войны.
То же самое можно сказать и о послевоенном периоде. Среди тех, кто начал заниматься в этот период, такие знаменитые фигуры, как Садатэру Арикава, Хироси Тада, Сэйго Ямагути, Сёдзи Нисио, Нобуёси Тамура, Ясуо Кобаяси; несколько позже начали заниматься Ёсимицу Ямада, Мицунари Канай, Сэйити Сугано, Кадзуо Тиба, Мицуги Саотомэ и многие другие. Сигэнобу Окумура, Коити Тохэй и Кисабуро Осава составляют уникальную группу, поскольку они недолго занимались до войны, а достигли степени мастера уже после нее. Никто из этих учителей не учился непосредственно у О-Сэнсэя достаточно продолжительное время. Это заявление может показаться шокирующим, но давайте обратимся к историческим фактам.
До войны Морихэй Уэсиба использовал в качестве своей основной базы Кобукан Додзё в Токио, но также часто посещал и район Кансай. Фактически, он даже одно время имел свой собственный дом в Осаке. С течением времени мне стало ясно из свидетельств старых учеников О-Сэнсэя, что основатель очень много ездил и проводил, вероятно, одну или две недели в месяц вне Додзё Кобукан. Также следует помнить, что ранним утидэси пришлось, в конце концов, стать инструкторами из-за растущей популярности искусства и активной деятельности спонсируемого Омото Будо Сэнъёкай (Общества Распространения Боевых Искусств), возглавляемого Уэсибой. Эти пионеры обучались сравнительно короткий период времени, видели основателя лишь изредка ввиду его частых отлучек из додзё, да и сами нередко находились вдали от штаб-квартиры, выполняя функции преподавателей.
В период войны и в первые годы после нее О-Сэнсэй скрывался в Иваме. Наконец, в начале 1950 годов он возобновил свои поездки в Токио и в район Кансай. К концу 50-х годов его поездки участились, и, похоже, никто никогда не знал наверняка, где он будет в то или иное время. Он делил свое время между Ивамой, Токио и любимыми местами в районе Кансай, среди которых были Осака, Камэока, Аябэ, его родной Танабэ и Сингу. Он даже посетил Кансю Сунадомари на далеком Кюсю. Я помню, что Митио Хикицути Сэнсэй как-то утверждал, что О-Сэнсэй после войны посетил Сингу более шестидесяти раз. Учитывая, что это относится к периоду в 12-15 лет, то мы видим, что основатель бывал в Кансае в среднем 4-6 раз в год.
Проницательный читатель, несомненно, поймет, к чему я клоню. После войны О-Сэнсэй не преподавал в Токио регулярно. Даже когда он появлялся на татами, то часто тратил большую часть времени на лекции на эзотерические темы, находившиеся совершенно за пределами понимания присутствовавших учеников. Основными учителями в Хомбу в послевоенные годы были Коити Тохэй Сэнсэй и Досю Киссёмару Уэсиба. Им ассистировали Окумура, Осава, Арикава, Тада, Тамура и представители следующего поколения утидэси, упомянутые ранее.
Я хочу, чтобы меня поняли правильно. Я говорю о том, что Морихэй Уэсиба НЕ БЫЛ основной фигурой в Хомбу Додзё, преподававшей ежедневно. О-Сэнсэй появлялся там через непредсказуемые промежутки времени, и часто его наставления сводились к обсуждению философских вопросов. За техническое содержание и развитие айкидо в рамках системы Айкикай Хомбу отвечали главным образом Тохэй и Киссёмару Уэсиба. Как и до войны, более поздние утидэси начинали преподавать вне Хомбу Додзё, в клубах и университетах, после весьма непродолжительного периода обучения. Также для этого периода была характерна «инфляция данов»; многие из этих молодых учителей получали очередные даны из расчета один дан за год. Во многих случаях они также «перескакивали» через даны. Но это уже тема отдельной статьи!
Что же все это означает? А означает это то, что общепринятое представление о том, что послевоенное распространение айкидо происходило под непосредственным руководством основателя, является ошибочным. Львиная доля заслуг в этом принадлежит Тохэю и настоящему Досю. Это также означает, что в послевоенные годы Морихэй Уэсиба не занимался сколько-нибудь серьезно ни преподаванием айкидо, ни административной работой. Он уже давно находился на покое и был сосредоточен на своей личной тренировке, духовном развитии, путешествиях и общественной деятельности. Также следует отметить, что, несмотря на свой стереотипный образ мягкого и доброго старика, О-Сэнсэй обладал пронзительным взглядом и решительным характером. Его присутствие в Хомбу Додзё не всегда вызывало энтузиазм, из-за его критических комментариев и частых вспышек гнева.
О том, что это правда, свидетельствуют многочисленные очевидцы. В прошлом я лишь намекал на некоторые вещи, но только недавно почувствовал себя достаточно уверенным, чтобы говорить об этом открыто. Это потому что у меня имеется очень много весомых доказательств, собранных из многочисленных источников близких к основателю. Я не могу сказать, что эти комментарии непременно помогут занимающимся в их тренировках или приблизят их к поставленным целям, но я искренне надеюсь, что свет правды, пролитый на этот важный момент, даст людям, посвятившим себя айкидо, более глубокое понимание, на основе которого они смогут выносить свои собственные суждения. Я также надеюсь, что ключевой фигуре Коити Тохэя, чья роль в последние годы принижалась или полностью игнорировалась, будет отдано должное.