Ип Ман |
Tweet | Посетителей: | 69341 |
Мечтой Ип Мана было распространение Вин Чунь по всему Свету. Легендарный Брюс Ли, положив в основу своей методики Вин Чунь Ип Мана, популяризировал боевые искусства по всему миру, а обучившись у сыновей Патриарха Ип Мана, мастер Самуэль Квок в последние двадцать пять лет немало сделал для того, чтобы Вин Чунь занял достойное место среди практикуемых сегодня боевых искусств.
Ип Ман родился 14 октября 1893 года в городе Фошань, в китайской провинции Гуандун. Родом Ип Ман был из аристократической и относительно богатой семьи, но как младший сын он не унаследовал ни общественного положения, ни значительного капитала.
В детстве Ип Ман получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чан Ва Шуня, известного мастера кунг-фу Вин Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте. Чан Ва Шунь умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. Среди последних просьб, с которыми мастер обратился к старшему ученику, Нг Чан Со, был наказ продолжить обучение Ип Мана. Таким образом Нг Чан Со стал вторым учителем Ип Мана.
В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. В Гонконге он вскоре познакомился с Леун Биком, сыном и учеником мастера Леун Цзана, учителя Чан Ва Шуня. Ип Ман стал учеником Леун Бика и таким образом получил возможность продолжить изучение кунг-фу Вин Чунь всё той же ветви, но немного в другой интерпретации. Впоследствии Ип Ман говорил, что у Чан Ва Шуня он взял хорошую базу, а изощренные прикладные техники перенял у Леун Бика.
Жизнь в Китае
Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати с небольшим лет уже сложившимся мастером боевых искусств. В последующие годы он неоднократно вступал в поединки с известными бойцами и устраивал совместные тренировки для обмена опытом в саду своего дома. В результате росло как мастерство Ип Мана, так и его известность.
Основным занятием Ип Мана стала служба офицером полиции. Он не раз участвовал в задержании опасных преступников и при этом полагался на своё искусство — мастер с презрением относился к огнестрельному оружию и предпочитал им не пользоваться.
Ип Ман женился на девушке по имени Чеун Вин Син, у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам.
В период с 1937 по 1941 годы Ип Ман служил в китайской армии. Китай в тот период подвергся нападению Японии и войну проиграл. Ип Ман вернулся к своей семье в Фошань. Времена были очень трудные: его хозяйство в деревне было разорено, а жена тяжело заболела. Конец войны принёс небольшое облегчение. Китай нуждался в восстановлении разорённых городов и деревень, но, вместо этого, оказался втянутым в большую гражданскую войну. В 1945 году Ип Ман поступил на службу в полицию. Националистическое китайское правительство завербовало Ип Мана на службу капитаном полицейских патрулей в деревне Намхой. Это правительственное назначение помогло восстановить хозяйство Ип Мана, но помощь пришла уже слишком поздно. Его любимая жена после долгой болезни умерла. В начавшейся гражданской войне он принял сторону консервативной партии Гоминьдан, формально правившей Китайской Республикой, но фактически терявшей контроль над территорией Китая. Когда в 1949 году весь континентальный Китай оказался в руках победившей Коммунистической партии, Ип Ман бежал сначала в Макао, а затем в Гонконг: ведь он был аристократом по происхождению, сторонником Гоминьдана, и к тому же служил в полиции; таким образом после прихода коммунистов к власти у него было достаточно причин беспокоиться о собственной безопасности. Жена Ип Мана и его дети остались в Китае.
Жизнь в Макао и Гонконге
«Когда в Китае к власти пришли коммунисты», – рассказывает его ученик Вильям Чеун, – «он потерял все основные материальные ценности. Но у него ещё оставалось то, что он смог унести с собой – деньги, золотые слитки, золотые украшения и прочее. Сам город Фошань, по сравнению с Гонконгом или Макао был очень маленьким городишкой, в которых было много жуликов. Ип Ман сразу же потерял большую часть своих денег и ценностей с помощью людей, которые его нагло обманули. Общая беда — потеря дома, жены и семьи добило его. Он начал разочаровываться в жизни. Бывший богач и бывший полицейский очень быстро стал настоящим нищим».
«В это время Леун Шеун и парень по имени Чен Као», – продолжает Чеун, – «нашли его блуждающим по пирсу Макао. Он выглядел бездомным бродягой. Они не знали, что он был мастером боевого искусства, но были с ним вежливы. Они помогли бы любому на его месте. Они взяли его в помещение зала Союза Ресторанных Рабочих и позволили ему остаться жить там».
Однажды Леун Шеун, мастер Пак Мэй кунг фу (стиль ”Белая Бровь”) гордо демонстрировал очередную технику самообороны своей группе: удар ногой в сторону, захват, удар кулаком. Леун выполнял движения с большой скоростью и высокой точностью, что и следовало ожидать от человека, который уже двадцать лет занимался боевыми искусствами. Вся группа подражала совершенству его движений.
В дальнем углу комнаты какой-то старик быстро отвернул голову в сторону и прикусил язык, давясь от смеха: «Удар ногой в сторону! Захват! Удар кулаком!»
Для опоры, старик прислонился к стене. Когда он пытался скрыть свой смех, всё его тело тряслось, как в истерике. Внезапно его терпение иссякло, и его тихое хихиканье превратилось в громкий хохот. Леун остановил занятие, его лицо покраснело от гнева. «Эй, старик!»– спросил он резко,– «Над чем Вы смеётесь?»
«О, ничего, ничего,»– ответил тот. – «Пожалуйста, продолжайте. Я постараюсь не беспокоить Вас больше». Леун Шеун глубоко вздохнул и прошёлся по комнате вперёд и назад. Он всё ещё был рассержен. «Послушай, старик, несколько месяцев назад мы нашли тебя в Макао. Ты жил в контейнерах для мусора. Мы привели тебя сюда, в зал нашего Союза. Мы дали тебе место, чтобы спать, и еду, чтобы есть. Самое малое, что ты мог бы сделать – это проявить немного уважения, когда я преподаю».
Старик навострил уши. Он правильно услышал? Уважение? Уважение к чему? Уважение к тому, что он видит?
«Тогда наименьшее, что Вы могли бы сделать – это проявить немного уважения к тому искусству, которое Вы преподаёте»,– крикнул в ответ старик.– «Всё, чему Вы их учите – это бить по воздуху!» Он быстро выполнил технику Леуна: удар ногой в сторону, захват, удар кулаком. «Но воздух не бьёт в ответ. А что случится, когда Вы встретите врага, который будет Вам отвечать? Если Вы действительно изучаете кунг фу, то должны, или делать это серьёзно или никак!»
«Послушай, старик»,– уже зарычал мастер Леун,– «если ты думаешь, что знаешь что-то особенное, то почему бы тебе не выйти сюда и не поучить меня?»
С того вызова Леун Шеуна, в тот далёкий день 1952 года, начался официальный отсчёт двадцатилетней карьеры Ип Мана, как учителя боевых искусств и патриарха стиля Вин Чунь.
Ип Ман имел рост чуть больше 150 см и вес около 120 фунтов (54,4 кг), Он казался “малышом” рядом со своим противником, у которого рост был около 180 см и вес около 200 фунтов (90,7 кг). Но во время этого легендарного поединка, который проходил на глазах многочисленных очевидцев, Ип Ман, казалось, без больших усилий бросал мастера Бак Мэй по всей комнате. Как ни пытался атаковать Леун Шеун, но всегда оказывался на полу. Когда “всё было сказано и сделано”, Леун Шеун признал поражение и передал свою группу Кунг фу Ип Ману, а сам стал его первым учеником.
Ип Ман быстро проявил себя, как необычный преподаватель. Вильям Чеун вспоминает, что в течение тех лет, которые он провёл с мастером, он ни разу не видел, чтобы Ип Ман сам вёл занятие в группе. Обычно Ип Ман стоял в конце комнаты, наблюдая за своими помощниками и поправляя любимых учеников, но конкретные указания им давали Леун Шеун, Лук Юу, Тсуй Шан Тин, Вонг Шун Леунг.
«Он никогда не проводил занятия сам»,– говорит Чеун. – «Только изредка, и то, с богатыми клиентами, которые за частный урок, могли заплатить очень дорого. В те времена он часто брал меня с собой. Теперь предположите, что он собирался показать клиенту технику упражнений с деревянным манекеном. Он показывал ему эту технику только один раз, а после этого с клиентом занимался я».
Регулярные занятия Ип Мана состояли, в основном, из практики форм, Чи Сао, тренировки с деревянным манекеном, и свободного спарринга. Не существовало никакого плана занятий. Каждый его помощник выбирал упражнения по своему усмотрению.
В редких случаях великий мастер в практике Чи Сао, касался рук одного из любимых учеников, но это продолжалось недолго. Ип Ман боялся, что, если он будет делать Чи Сао с новичком, то его собственная техника станет хуже, так как, для ученика ему приходилось “замедляться” и специально “раскрываться”, чтобы тот мог его атаковать. Ип Ман опасался, что со временем это может превратиться в дурную привычку.
Говорил он на своих уроках очень мало и стремился учить учеников скорее примером, чем словами. Однако, как уже говорилось, показывал свою подлинную технику очень редко и только самым близким ученикам.
Ип Ман всегда призывал своих учеников не использовать боевое искусство для дурных целей, учил не обижать людей, быть вежливыми и воспитанными. Он пытался удержать их от драк с уличными бандами Гонконга, но всегда поддерживал честные спортивные соревнования и честные поединки.
В начале фильма «Ип Ман 2» мы наблюдаем любопытную сцену, когда
молодой боец — Вонг Шун Ленг впервые приходит к Мастеру с просьбой о
поединке. Так ли это было на самом деле?
Из воспоминаний Вонг Шун Ленга:
В возрасте 15 – 16 лет Вонг пробовал себя в различных направлениях кунг фу, где он остановился на тайцзи цюань, а позже занялся западным боксом. Он любил боксировать, так как считал, что для уличных боев, бокс наиболее практичный вид. После одного инцидента со своим инструктором по боксу, Вонг потерял все уважение к нему и перестал посещать тренировки.
Однажды накануне новогоднего празднования Вонг, которому исполнилось 17 лет, вошел в школу Ип Мана, в поисках своего соседа Лау Бинга. Однако его там не оказалось. В школе присутствовало несколько младших учеников практикующих Чи Сао. Этот метод обучения, вовсе не произвел на Вонга никакого впечатления. По его мнению, это показалось не практичной формой тренировки, особенно, когда они находились близко друг перед другом.
Однако он совершил большую ошибку, с усмешкой наблюдая за этим тренировочным процессом, сравнивая его с западным боксом. Как и ожидалось, один из учеников бросил вызов Вонгу. Вонг моментально поразил своего противника в течение секунды. Ип Ман был этим немного расстроен и позже предложил Вонгу провести еще один поединок с более старшим учеником, с его племянником. Вонг согласился. На сей раз, ему достался более серьезный и подготовленный противник, но он все же сумел опрокинуть его. После этого, оскорблённый и рассерженный Ип Ман предложил Вонгу сразиться с ним. Вонг решил, что этот поединок не будет столь реальным (Ип Ману было больше 59 лет) и он легко сможет измотать этого сухого старика, перемещаясь вокруг него, даже притом, что у Ип Мана были очень сухие руки, но сильные предплечья.
Ип Ман безусловно был хорошим стратегом, он тщательно рассчитал время и угол своего опережения ногой. Вонг был мгновенно остановлен ударом ноги, с последующим толчком в грудь, после чего, теряя равновесие, он налетел на стену. Ип моментально сократил промежуток в дистанции и нанес 6 – 7 мощных ударов кулаком в тело Вонга, давая ему понять, что если бы он захотел, то мог без своего контроля сделать повреждения гораздо сильнее.
Вонг был поражен скоростью всего происходящего и попросил разрешения стать учеником Ип Мана. Мастер не сразу отнёсся серьёзно его просьбе, настаивая отказаться от этого, отговаривая Вонга. Очередной проверкой для Вонга стал Бо Чинг, он был старшим учеником Ип Мана, высоким и сильным, как бык. Его прозвали «большая сметающая рука», поскольку он мог победить противника одним ударом. Бо Чинг наносил свои удары кулаком, стараясь вышибить из Вонга весь гонор, однако ему это не удалось. После этого, 8 января 1953 г. Вонг формально стал одним из учеников Ип Мана.
Несмотря на то, что Ип Ман начал открыто преподавать Вин Чунь скорее под давлением обстоятельств, постепенно распространение и пропаганда кунфу стали делом его жизни. Ученики Ип Мана быстро обеспечили Вин Чунь славу в Гонконге, а к началу 70-х годов XX века этот стиль уже преподавался в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на то, что он является главой какой-либо школы, и его прошедшие полный курс подготовки ученики начинали преподавать Вин Чунь от своего собственного имени.
В 1962 году сыновья Ип Мана, Ип Чин и Ип Чунь, перебрались из Китая в Гонконг и тоже стали его учениками.
Лишь в последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, при этом продолжая давать персональные уроки в своём доме. В 1972 году у него был обнаружен рак горла, 1 декабря 1972 года Ип Ман скончался. Желая сохранить систему Вин Чунь и передать её будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал своё исполнение основных форм на киноплёнку. Когда видишь, с какой мощью неизлечимо больной человек наносит удары по деревянному манекену, становится ясно: мастерство оставалось с Ип Маном до самого конца.
Международное признание
В Гонконге Ип Ман приобрёл известность ещё при жизни, но в континентальном Китае его имя долгое время предавалось забвению. В конце 2002 года в Фошане на территории местного Исторического музея был открыт музей Ип Мана. Таким образом, историческая роль Ип Мана была в конце концов признана на его родине несмотря на его прошлые политические убеждения.
В глазах практикующих Вин Чунь самых разных ветвей образ Ип Мана неизменно окружён ореолом уважения и благодарности. И хотя при жизни Ип Ман не носил никакого официального титула, сегодня его называют патриархом, или великим мастером Вин Чунь.
Вклад в развитие боевых искусств
Трудно переоценить вклад Ип Мана в распространение и популяризацию кунфу Вин Чунь. Именно он впервые отказался от закрытой клановой системы передачи знаний и стал брать учеников, оценивая лишь их способности и не придавая значения родственным или дружеским связям. В результате Вин Чунь стал чрезвычайно популярен в Гонконге, а вскоре был разнесен учениками Ип Мана по всему Свету. С одним из его учеников, Брюсом Ли, связывают всплеск интереса к кунфу в Европе и Америке в 70-е годы XX века: до той поры Западный мир был хорошо знаком с японскими боевыми искусствами, но не с китайскими. В то же время в самом Китае в результате Культурной революции традиционные боевые искусства оказались в опале, многие мастера подверглись гонениям. И если сегодня ушу активно поддерживается и пропагандируется китайским правительством, случилось это во многом благодаря его популярности за пределами Китая.
Известно, что Ип Ман всю свою жизнь модифицировал и развивал технический арсенал Вин Чунь, но здесь его личный вклад определить трудно — в первую очередь потому, что многие из его учеников и дальше продолжали видоизменять технику, в результате практически невозможно найти «чистый» Вин Чунь Ип Мана; тем более невозможно найти для сравнения образец кунфу его учителей. В целом Ип Ман все же преподавал традиционный Вин Чунь и никогда не претендовал на создание собственного стиля.
Образ Ип Мана в кино
До 2008 года в кино Ип Ман возникал лишь как персонаж второго плана в фильмах о Брюсе Ли, в одном из них роль мастера исполнял его сын Ип Чунь.
В конце 2008 года вышел снятый в жанре драмы фильм «Ип Ман» (или «Е Вэнь»), рассказывающий о жизни мастера в годы оккупации Китая японскими войсками. Роль Ип Мана исполнил актер Донни Йен.
В сюжете фильма нашли отражение некоторые реальные события из жизни Ип Мана, а демонстрируемая техника боя соответствует гонконгской ветви кунфу Вин Чунь. Тем не менее, фильм нельзя считать биографическим. Главный герой, как и его исторический прообраз, пытается избегать контактов с японскими оккупационными силами, однако это ему не удаётся, и в итоге он становится чуть ли не местным символом народного сопротивления. Спасаясь от преследования со стороны японской администрации его родного города, герой фильма бежит в Гонконг вместе с женой и сыном.
Такая трактовка отъезда Ип Мана из континентального Китая не соответствует его реальной биографии ни по датам, ни по сути. Сегодня, когда исторические заслуги Ип Мана признаны на его родине, вполне понятно желание создателей фильма не акцентировать внимание на том, что мастер фактически находился в оппозиции к главенствующему в Китае по сей день режиму.
В 2010 году вышло продолжение кинофильма об Ип Мане — Ип Ман 2, рассказывающее о жизни мастера в Гонконге. Вторая часть гораздо сильнее отличается от реальной биографии учителя, нежели первая. Теперь уже Ип Ман олицетворяет защитника чести Китайских единоборств перед Английским боксом, что окончательно переводит жанровость фильма в псевдобиографическую. Однако, фильм потрясает своей красотой. В конце показали мальчика, который был Брюсом Ли, он начал заниматься у мастера с 16 летнего возраста. В этом же году вышел ещё один фильм под названием Мастер Ип Ман - рождение легенды. В этом фильме рассказывается о детстве Мастера и его учебе ушу.
Подготовил Ярослав (Yar0013).
Использовались материалы: www.kwokwingchun.ru,
magazeta.com.