Путешествия по Москве. От Александра Невского до Дзигоро Кано |
Tweet | Посетителей: | 28280 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Путешествия по Москве. От Александра Невского до Дзигоро Кано
Главный_редактор 19-05-2010 17:40 | Александр Невский Александр Рукавишников Кано Дмитрий Донской Блюминг Федоришен Кокин Косоротов Путин |
Путешествия по Москве. От Александра Невского до Дзигоро Кано
Напомню, Александр Рукавишников - потомственный скульптор, член Академии художеств России и Союза художников России, Народный художник России. Скульптором был еще его дед Митрофан, действительный член Римской Академии искусств. Скульпторами были и его мать Ангелина и Отец Иулиан, Народный художник СССР, автор многих памятников (про один такой я как раз и писал). Скульптором стал и его сын Филипп.
Я знал, что Рукавишников - автор многих отличных и знаковых памятников, например памятника Достоевскому в Москве, или Юрию Никулину перед цирком на Цветном бульваре, или Высоцкому на Ваганьковском кладбище - на мой взгляд лучшего памятника Владимиру Семеновичу из всех виденных мной.
Я уже писал, что для нас интересным является то, что Александр Рукавишников был одним из первых учеников Алексея Штурмина в Центральной школе каратэ и именно он автор статуэтки «Золотой пояс» РСБИ. Воскресная прогулка расширила мой кругозор в отношении творчества Рукавишникова. Причем, как-то так получилось, что он «преследовал» нас целый день.
Днем мы, традиционно для приездов Блюминга, посетили Московский Кодокан Сергея Косоротова. Портрет Блюминга и сертификаты и бранч-контракты за его подписью висят там на почетных местах на стенах. Там же висит фотография Василия Сергеевича Ощепкова, на которой рукой Блюминга написано, что тому присваивается 10 дан по дзюдо, как высшее признание за вклад в его развитие. Там в Кодокане на втором этаже я увидел знакомую скульптуру основателя дзюдо Кано Дзигоро, изображенного сидящим в позе «по-турецки». Я знал, что это скульптура Рукавишникова, и видел ее раньше в музее при магазине «Будо-спорт». Однако, только сейчас из рассказа Сергея гостям я узнал, что это точная авторская копия оригинальной скульптуры сделанной специально для Владимира Путина и подаренной ему.
Интересно то, что в этот день мы уже встречались с творчеством Рукавишникова. Утром мы были в Храме Христа Спасителя, слева от которого стоит его пятиметровый памятник императору Александру II. (Кстати, один из всего трех памятников членам семьи Романовых в Москве - есть еще памятники Петру первому и Николаю Второму). Обращенная к алтарю главного православного храма России скульптура помещена в Патриаршем сквере на каменном постаменте с изящной колоннадой. За спиной императора сидят два бронзовых льва, что, по словам самого Рукавишникова, олицетворяет "историческое прошлое державы до правления Александра II". Его царствование, продолжавшееся более 25 лет, ознаменовалось не только освобождением крестьян, но и проведением земской, судебной и военной реформ.
Но и это еще не все встречи с творчеством Рукавишникова. во время экскурсии по музею Храма, расположенному в подвале в холле рядом с «нижним» храмом, нам показали макеты чудом уцелевших при взрыве в 31 году мраморных горельефов скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова с оригинального Храма. Эти горельефы 60 лет хранились в Донском монастыре. Так вот при возрождении Храма, эти горельефы (как по сохранившимся фрагментам, так и по фотографиям) восстанавливали Иулиан и Александр Рукавишниковы. Их работы видит каждый, кто приходит в Храм - они расположены по нижнему краю храма. Единственно непонятно почему автор-руководитель работ по воссозданию Храма Зураб Церетели (заменивший первоначального автора Алексея Денисова) сильно отошел как от первоначального проекта, так и от оригинала. В частности, горельефы, восстанавливаемые Рукавишниковыми, он сделал не мраморными, а бронзовыми (у Церетели вообще нездоровая тяга к большому количеству бронзы). (Ну а размещение под Храмом подземной парковки вообще вызвало сильные протесты верующих).
Но работы самих Рукавишниковых это, конечно, не касается. Расположенный справа от центрального входа изумительный горельеф «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликову битву» сделан настолько реалистично, что кажется, что фигуры, выполненные в полный рост, просто живые.
Самым сильным впечатлением для меня было посещение «Верхнего» храма. Вообще, для тех кто не знает, в состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят "Нижний храм" (Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери) и "Верхний храм" - собственно Храм Христа Спасителя. «Верхний храм» имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящёны они 6 (19) августа 2000 года. Так вот, попасть в Храмы на хорах просто так невозможно. А тут мне представилась такая возможность, чему я очень обрадовался, поскольку хотел попасть именно в Храм Святого благоверного князя Александра Невского. И, скажу я вам, я не разочаровался.
Храм Александра Невского - фактически воинский храм. На каждой второй иконе изображены Святые воины русской земли, причем все с мечами в руках. Аналогов этому я не знаю (да и вообще, тема Святых воинов в Православии - отдельная большая и чрезвычайно интересная тема. Как-нибудь я возьмусь за нее. Хотя я уже предпринимал такую попытку в одной из программ «Православие и боевые искусства» с о.Феоктистом).
Вот, например, Святой Благоверный князь Борис (в крещении Роман), убитый братом Святополком Окаянным вместе с братом Глебом. Молодой князь Борис прославился как храбрый и искусный воин, именно поэтому незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил с войском против печенегов, слух о приближении которых сильно тревожил больного князя. Владимир при этом хотел объявить князя Бориса наследником своего престола, минуя не только старшего брата Святополка, но и Ярослава правившего в Новгороде, так опечалившего его старость, отказавшись выплачивать полагающуюся Киеву дань. «Готов на все по твоей воле», ‑ ответил Борис и отправился с войском против печенегов. Однако после смерти Владимира, Святополк решил избавиться от братьев Между тем Святополк заручившись поддержкой нескольких известных бояр послал убийц истребить Бориса. Борису дали знать, что его хотят убить. Он же велел поставить шатер и долго молился Богу. Потом призвал священника и сказал. «Господи, Ты пострадал за грехи наши, удостой меня пострадать за Тебя. Умираю не от врагов, от брата, не поставь ему того в грех». Затем, простясь со всеми, лег на постель. Убийцы ворвались в шатер и ударили его копьем, после, завернув в шатер, повезли еще дышавшее тело Святополку. По приказу Святополка два варяга докончили убийство.
Или вот Святой благоверный князь Довмонт Псковский (в крещении - Тимофей). Будучи князем литовского происхождения он постоянно сражался с Литвой, а в 1268 году бился вместе с новгородцами против ливонских рыцарей.
А вот Святой Благоверный князь Константин Муромский. Князь Ярослав Святославич (в крещении - Константин) был потомком равноапостольного князя Владимира. Он просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. Сына своего Михаила князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили. Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его. Не принуждая язычников силой к принятию Православия, князь не оставил однако мысли об их просвещении и прежде всего построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь, в честь свв. Бориса и Глеба. В то же время сам он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру. Однажды толпа ярых язычников, недовольных князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве.
Я не знаю как вы, но когда я читаю о таких вот проявлениях настоящего воинского духа, пусть даже не в воинских делах, я горжусь, что я русский.
Особо об Александре Ярославиче. Вообще, для меня Александр Невский - ключевая фигура русской истории. Я вынес это убеждение из трудов Льва Гумилева (о котором уже полтора месяца как есть повод рассказать, но пока никак не доходят руки). Именно при Александре Ярославиче фактически впервые объединилась Русь. Именно ему мы обязаны тем, что сейчас Русь существует в том виде, какая она есть. Он принял для Руси все ключевые решения. И это все изображено на фресках «верхнего» Храма. И, кстати, именно ему принадлежат слова: "Не в силе Бог, а в правде!».
Позволю себе изложить основные события его жизни, как я их воспринимаю. Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. Уже в 1235 году (15 лет!) он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев.
Правление Александра пришлось на одно из самых тяжелых периодов истории Руси. С востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские ордена. Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. В 1240 году шведский король послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (князя) Биргера большое войско.
Накануне битвы было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, которые сказали: «Да поможем сроднику своему Александру". Ободренный Александр, мужественно повел свое небольшое войско (в несколько раз меньшее чем у врага) на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.
После этого последовали многие славные победы. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, а 5 апреля 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Были и другие славные победы. Например, в 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю Но если бы были только они, то Александр остался бы в памяти только как князь-воин. Он же сделал гораздо большее.
Во первых, он заручился союзом с Ордой. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священная миссия защитников Русской земли увенчалась успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен и скончался в мучениях. Но союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить князь Александр Невский. По Гумилеву именно этот союз спас Русь от латинизации и, что еще более вероятно, от физического уничтожения. Намерения европейцев в отношении русских в 13 веке не особо отличались от их же намерений в 19 или 20 веке.
Многие до сих пор считают, что Европа могла бы помочь в борьбе с татарским игом. Но достаточно вспомнить судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами, или любых других народов, которых европейцы считали «дикими» и все иллюзии исчезнут.
Поэтому, когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и изложив суть всей западной политики Руси на много сотен лет вперед: "Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем" (т.е. всему хорошему будем у вас учиться, но веры своей не изменим). И об этом в Храме есть фреска.
Сын Батыя, Сартак, который принял христианство и заведовал в Орде русскими делами, стал другом и побратимом Александра. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ. А когда в В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла в Сарае (столице Золотой Орды!) была учреждена епархия Русской Православной Церкви.
Политический талант Александра ни в чем не уступал его воинскому таланту и, по моему мнению, его без преувеличения можно считать гением политики. Когда в 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки и все ждали татарской мести, он новь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.
Но эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его был выполнен, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр заболел (обстоятельства до сих пор неясны). Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре он принял иноческую схимы под именем Алексий, и вскоре после этого - 14 ноября 1263 года, скончался. Об этом эпизоде тоже есть фреска.
Уже после смерти князь явил чудо, о котором также повествует фреска в Храме. Тело Александра понесли во Владимир (была уже зима), девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре, когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит хотел разжать ему руку, чтобы вложить по Православному канону напутственную духовную грамоту. При этом князь Александр сам протянул руку и взял грамоту из рук митрополита, чем поверг кого в ужас, кого в благоговение. Кстати, если остальные факты жизни князя Александра Невского я в целом знал, то вот об этом эпизоде я не имел ни малейшего представления.
Вот так совершенно неожиданно для меня самого, экскурсия по Москве привела меня к новым открытиям. И я очень благодарен Йону Блюмингу и своим друзьям - Юрию Федоришену и Михаилу Кокину, за этот подарок.
Константин "Кот" Белый, 2010
Комментарии
Ксения
19-05-2010 18:07 |
Как будто учебник истории прочла. ))) Узнала много нового. Спасибо, Константин, что поделились с нами своими интересными открытиями!
Starkan
05-06-2010 09:33 |
С интересом прочел материал касаемый жития Присвятого Александра Ярославовича, моего Святого, именем которого был крещен. Узнал неизвестные мне факты чудес явленных Присвятым Александром Невским. Спасибо Константину за этот экскурс!