Алма-Ата. Back in USSR |
Tweet | Посетителей: | 31707 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Алма-Ата. Back in USSR
Главный_редактор 19-02-2012 00:00 |
Алма-Ата. Back in USSR
Как то так странно получилось, что побывав в сорока с лишним странах, я до сих пор ни разу не был в нашем южном и самом глубоко интегрированном с Россией соседе – Казахстане. Но вот, наконец, благодаря энтузиазму и гостеприимству сэнсея Вадима Посашкова, я заполнил этот пробел – мы с Зухрой провели двухдневный семинар по кёкусин и кику в Алма-Ате. И скажу, несмотря на не самое лучшее время для посещения этого города, – я пришел от него в восторг.
Алма-ата
Алма-Ата – молодой город, основанный всего то в середине 19-го века. Точнее, поселение здесь было испокон веков ввиду удивительно благоприятного положения – у подножия самой северной горной цепи системы Тянь-Шань на выходе ущелья, из которого вытекает река Алмаатинка. С другой стороны этой цепи – Киргизия и озеро Иссык-куль. То есть фактически Алма-Ата – ворота в Тянь-Шань. А это, следует сказать, важный фактор для проживавших здесь древних народов – потому что Тянь-Шань (Небесные горы) на монгольском называется «Тенгри». То есть так же, как и верховное божество, лежащее в основе степной религии, которую исповедовал и Чингис-хан, и по которой Тенгри - устроитель мира и представляет судьбы людей, распределяет срок жизни, дарует верховную власть в обществе, воздействует на нее. И путь к Тенгри с севера лежит через Алма-ату. В самой Алма-Ате есть район Хан-Тенгри (Повелитель неба), названный так по второй по высоте (7010 м) вершине Тянь-Шаня, расположенной точно на границе Казахстана, Киргизии и Китая.
Но как город Алма-ата была все-таки основана русскими казаками, получив название «Верный», просуществовавшее до 1920 года (правда на Казахском город продолжал называться Алматы). Интересно то, что вопреки расхожему мнению по нормам и правилам наименования топонимических объектов, утвержденным Указом Президента в середине 90-ых, в России город следует называть Алма-Ата, а не Алматы (также как следует говорить Таллин, а не Таллинн, Кишинев, а не Кишинэу, Киев, а не Кыив, Лондон, а не Ландан и т.п.) А вот в Казахстане, наоборот, при не вполне ясных обстоятельствах город был переименован в Алматы («Яблоневый») и это название закреплено как единственно возможное и официальное.
Кусочек СССР
Скажу сразу – Алма-Ата произвела на меня удивительно положительное впечатление. Это ощущения я связываю с общим позитивом и отсутствием агрессии в воздухе, ставшей неотъемлемой частью Москвы. И это при том, что время посещения, как мне сказали, было не лучшее, а таковым считается весна и начало осени. (Лето тоже не самое лучше время из-за излишней жары, характерной для местного резко континентального климата). Даже просто по количеству деревьев, стоявших в снегу, было видно, какой зеленый и свежий этот город в другие сезоны. Гляньте на карту в Гугле – вы все поймете сами.
Алма-Ата очень напомнила мне Минск и уничтоженную Лужковым Москву тридцатилетней давности. Широкие улицы, относительно мало машин (которые, тем не менее, создавали пробки из-за неоптимальной организации движения, в частности, дурацкой бесстрелочной системой поворотов налево). Город – образец советской системы застройки: все улицы не просто параллельно-перпендикулярные, а даже кварталы строго одного размера, так что заблудиться тут невозможно в принципе. Кстати, раз уж мы на сайте боевых искусств, замечу, что среди улиц Алма-Аты несколько улиц, названных в честь богатырей – Батыров. Ничего подобного я не встречал нигде в России – ни улицы Пересвета, ни улицы Ильи Муромца, ни чего-то подобного.
Особенно порадовало, что дома в основном невысокие. Может быть потому, что тут не нашлось своего Лужкова, физически уничтожившего исторический образ Москвы. А может, сыграл роль и объективный фактор сейсмической небезопасности города, который позволил сохранить невысокую застройку города. Конечно, отдельные высотки все-таки появляются, но в целом город невысокий. Вкупе с широкими улицами это создает ощущение простора в городе. Недаром, повторюсь, что в нынешние времена я такое видел только в Минске.
В целом, у меня было ощущение какой-то особенной свободы, уходящей корнями куда-то в Советский Союз. Это ощущение дополняла совершенно непривычная для заграницы ситуация полного окружения русским языком. Я не говорю, конечно, о дальнем зарубежье или о Прибалтике, где местные жители принципиально не будут отвечать на вопрос, заданный по-русски, но даже в упомянутом Минске, все надписи, указатели и плакаты исключительно на белорусском языке, который хоть и родственный, но все-таки немного другой. В Алма-Ате же все продублировано на русском, и даже казахские слова, поскольку написаны кириллицей, не воспринимаются иностранными словами.
Есть в Алма-Ате и другие примеры советского наследия - прежде всего, отношение к нашему общему прошлому. Хотя здесь не было боев, но память о великой войне нашего народа тут священна, что резко контрастирует с отношением к нашим павшим воинам в Прибалтике или странах бывшего соцлагеря, хотя там то наши воины как раз отдавали свои жизни. Вспомните ту же историю с бронзовым солдатом в Таллине или с памятником Черняховскому в Вильнюсе - городе, который он спас от полного уничтожения (я об это писал здесь и здесь). В Алма-Ате все по-другому. В самом центре Алма-аты расположен парк 28-ти героев-панфиловцев (316-я стрелковая Краснознамённая «Панфиловская» дивизия, оборонявшая Москву, была сформирована в июле 41-го в Алма-Ате).
В парке расположен мемориал с вечным огнем с оригинальным скульптурным решением, и чуть в стороне – памятник воинам-интернационалистам.
Это здорово напомнило мне Саранск, где все сделано примерно так же (я писал здесь). Сходство дополняет и расположенные рядом с этими мемориалами уникальные Соборы. В Саранске – небесного цвета единственный в России Собор праведного воина Федора Ушакова, а в Алма-Ате – солнечного цвета деревянный Вознесенский Собор.
Уникальность Вознесенского Собора в том, что это 56-метровое здание, построенное в 1904-1907 годах архитектором К. А. Борисоглебским и инженером А. П. Зенковым, создано сейсмоусточивым! Собор выдержал все землетрясения, включая и 10-балльное (!!!) землетрясение 1911 года вскоре после своего открытия. И это при том, что, как принято считать, он создан без единого гвоздя!
Есть примеры советского наследия и другого рода. Благодаря гостеприимным хозяевам я побывал в центральной бане города – Арасане, представляющей классический пример советской гигантомании. Эта баня занимает целый квартал.
Классическая помпезность, огромные просторные помещения, огромная парилка, бассейн, классический советский буфет и ни одного признака 21-го века! Находясь внутри невозможно сказать какой сейчас год снаружи. Вадим сказал, что из-за этой бани, которая была чуть ли не самой шикарной в СССР, первый секретарь Казахской ССР Кунаев в свое время получил приличный втык от Брежнева за эти излишества. А я Кунаева поблагодарил, потому что баня эта оказалась отличной.
Медео
Но, пожалуй, самым грандиозным памятником советского периода в Алма-Ате, является Медео и прикрывающая его гигантская антиселевая плотина. Поразительно, что эти сооружения в то же самое время ощущаются как живые и современные, чего не скажешь о многих подобных сооружениях в России, представляющие собой мертвые «обломки империи». Медео и сегодня, спустя почти 60 (!) лет во многом уникальное сооружение. Этот спорткомплекс построен в 49-50 годах, то есть спустя всего-то 4-5 лет после войны.
А теперь назовите хоть одно подобного масштаба спортивное строительство за последние 20-25 лет (если конечно не считать совсем «свежее» строительство к нашей Зимней Олимпиаде в субтропиках) в России или всем бывшем СССР. Правда, жемчужина Медео – высокогорный ледовый стадион с искусственным льдом - построен только в 1972 году, но к тому времени это место уже было спортивным центром не только Алма-Аты, но всей Казахской ССР.
Каток расположен на высоте 1691 метр, то есть выше чем и каток в Юте (1425 метров) и в Калгари (1105 м), на которых установлены абсолютно все современные рекорды в коньках (на самом Медео установлено более 200 мировых рекордов). Правда, они крытые, а Медео – открытый каток, но, повторю, Медео открыто в 1972 году! Я слышал, что к тому же недавно где-то построили (или еще строят?) более высокогорный каток, но, он себя пока никак не проявил.
Вид на Медео с плотины
Но каток – только часть этого уникального примера советского строительства. Гораздо большим по масштабу технологическим чудом является антиселевая плотина, построенная на полкилометра выше Медео. Дело в том, что Алма-Ата находится, как я сказал, на выходе нескольких ущелий, в том числе и ущелья реки Алмаатинки. Достаточно регулярно – раз в несколько десятков лет по ущелью спускаются сели. Что такое сель я по-настоящему узнал после гибели съемочной группы Сергея Бодрова. Тогда сказали, что сель – это гора, движущаяся со скоростью курьерского поезда. Так вот, такие сели в районе Алма-Аты не редкость. В 20-о веке наиболее крупные сели были в 21 году, когда в считанные минуты лавина камней и грязи «слизнула» 500 домов, уйдя от Медео на 30 километров. На город сходил сель и в 1956‑м. В 1963 году от селя погибло озеро Иссык. Погибло и много людей.
Именно после этого селя в 63 году и начали строить эту плотину, хотя идея такого сооружения выдвигалась еще в 30‑х годах. Старт стройки начался с двух направленных взрывов, которые сбросили 2,2 миллиона кубических метров грунта на дно ущелья. А затем семь лет — без перерыва, без выходных — самосвалы сновали здесь день за днем, поднимая, наращивая «гребешок». К июлю 73‑го практически было готово это небывалое сооружение: высота — 116 метров, толщина в основании 600 метров, объем — 5 миллионов кубов. Подобных плотин еще не было в мировой практике. И сделана она была просто до невозможности вовремя: в воскресенье июля 73‑го года от ледника Туюк-Су на Алма-Ату пошел селевой поток, подобных которому никогда не случалось. Если бы плотина не была закончена, от Алма-Аты не осталось бы вообще ничего. Плотина приняла на себя напор селевой волны высотой с семиэтажный дом. Четыре с половиной миллиона кубометров жидкой грязи и камней, притащенных селем, образовали желтое озеро перед плотиной. Из-за того, что водосброс оказался сразу забит, а вода все прибывала, насыпная плотина дала естественную течь - сквозь нее просачивались водяные потоки. Асфальт на гребне плотины дал трещину. Вода наступала. Было решено пробросить две нитки трубопровода через плотину, поставить насосы и откачивать воду. На каменном пятачке между желтой водой и обрывом, где в обыкновенный день не разъехаться двум легковушкам, работали сотни людей и техника. За два дня сделали столько, сколько в обычное время не сделать и за месяц. «Озеру» не было еще и двух суток, когда включились мощные армейские насосы (два куба в секунду), и вскоре появилась влажная полосочка на изрезанных селем обрывах ущелья. Плотина выдержала! На словах все это полностью не передашь. Настоящие ощущения возникают, когда стоишь на самой плотине и понимаешь масштаб сделанного человеком.
Сейчас по плотине проходит дорога на горнолыжный курорт Чимбулак. Туда же прямо на плотиной не так давно протянули канатную дорогу прямо от Медео.
Хозяева и гости
Ощущение, что я вернулся куда-то в СССР появилось у меня и в связи с другими обстоятельствами. Дело в том, что окончание семинаров совпало с днем рождения главного инициатора и организатора нашей поездки сэнсея Вадима Посашкова.
И, естественно, мы оказались гостями на его празднике, о котором узнали только в аэропорту за полчаса до вылета. Мы расстроились, что не приготовили подарка, но Вадим успокоил нас, сказав, что все будет по-домашнему. Но оказалось не просто по-домашнему, а «по советскому» домашнему!
Я не буду пускаться в подробности, но скажу что уже очень-очень давно я не пел песни под гитару на кухне. Точнее, подпевал. Потому что главным запевалой был друг Вадима Елжас Аубакиров по прозвищу «Джаз» - автор и исполнитель собственных песен. (Кстати, он подарил нам свой последний диск, первая же песня на котором называется "Империя" и где затрагивается тема моего сегодняшнего поста). А Вадим пел и играл Цоя. Всем им на кабызе подыгрывал Алишер – точно так же как он это делал июльской ночью на вершине в Гималаях во время нашего трека. Особо скажу, что в этот вечер вместе песни корейца Цоя пели казахи, узбеки, русские и затесавшийся к ним один добрый еврей по имени Павел )))
На плотине: Вадим - слева, Алишер - справа
Кстати еще об одной косвенной встрече. Я думал, что возможно мне удастся встретиться в Алма-Ате с вызывающим глубокое уважение у Максима Дедика Санжаром Жубановым – его товарищем по Кшатре и в некоторых аспектах наставником. Я знаю Санжара только по рассказам Макса, как и он меня. То есть заочно мы знакомы, и даже бывали в одних и тех же местах, но в разное время. Но этой встречи опять не случилось, точнее она опять оказалась косвенной: меня провезли по улице академика Жубанова – деда Санжара, музыканта, исследователя и пропагандиста национальной казахской музыкальной культуры.
Игла
Как я уже сказал, на дне рождения Вадима мы все пели песни Цоя. В любом другом городе мира это бы просто означало, что собрались люди, чья молодость прошла под песни группы «Кино». Но в Алма-Ате это событие имеет еще одну сторону. Кореец Цой для алмаатинцев до сих пор является неким «последним героем», как пел он сам. Неким символом свободы, также неразрывно связанной с нашей «советской» молодостью. И Цой в Алма-Ате живет до сих пор (мои соображения о феномене «живости» Цоя я уже излагал полгода назад здесь). Например, за эти несколько дней во время переездов в машине я несколько раз слышал как на радио дозванивались люди и вполне молодыми голосами заказывали его песни.
А все дело в том, что большая часть культового фильма «Игла» с Виктором Цоем снята именно в Алма-Ате. Фильм, напомню, снят в 1988 году. И премьера фильма состоялась именно в Алма-Ате 16 сентября 1988 года, а уже в Москве - только в феврале 1989 года, что по тем временам просто немыслимо. Цой, кстати, за этот фильм по результатам ежегодного опроса журнала «Советский экран» (советский аналог «Оскара», проводившийся с 57 по 91 год) был признан лучшим актёром 1989 года. Он стал единственным непрофессиональным актером за всю историю этой премии, встав в один ряд с корифеями советского кинематографа.
Называется она улицей Толебаева (хотя это, по-нашему, не улица, а бульвар), которая проходит в 100 метрах от парка с мемориалом и Вознесенским собором (вдоль него), а уже упомянутый Арасан стоит на ней одним краем. (Кстати, сцена с Мамоновым в бассейне - Bon Jorno, Signor Pantalone - снята как раз все в том же Арасане). Чтобы сравнить свои ощущения, я специально пересмотрел те культовые кадры.
Именно эта аллея была первой достопримечательностью Алма-Аты, куда меня привезли. Возможно, это наложило отпечаток на все мое восприятие поездки, став той «советской» призмой, через которую я в дальнейшем смотрел на Алма-Ату и все события. И я этому очень-очень рад, потому что Алма-Ата каким-то образом смогла сохранить в себе то лучшее, что было в СССР – ощущение общности и неразрывности наших судеб.
Константин "Кот" Белый, 2012