А.Горбылев. Загадки рождения Оямы |
Tweet | Посетителей: | 47982 |
Внимательные читатели работ основателя Кёкусинкай Оямы Масутацу
давно обращали внимание на многочисленные расхождения и нестыковки в них. Далеко
ходить за примерами не приходилось. Расхождения обнаруживались уже при
сопоставлении первых же строк биографических справок мастера, которыми снабжены
его книги.
Так, в знаменитом труде Оямы «Хидэн Кёкусин каратэ», который лучше
известен российскому читателю по переводу на английский язык «This is Karate»,
говорится: «Родился в 1923 году в Маньчжурии» (Токио, «Нитибо сюппанся», 1978
год, издание 5-е стереотипное, с. 367).
А в другой его работе – в
«Кёкусин-э-но мити. Ватаси-но каратэ тэцугаку», которая лучше известна
российскому читателю по ее переводу на английский язык «The Kyokushin Way»,
указано уже другое место рождения автора: «Родился в 1923 году в Токио» (Токио,
«Нитибо сюппанся», 1981 год, издание 2-е исправленное, с. 303)…
Хорошо, что
дата рождения Оямы Масутацу во всех биографических справках одна и та же: 1923
год или – точнее – 27 июля 1923 года (по старому стилю – 4 июня). Таким образом,
Ояма появился на свет в год «величайшей катастрофы в истории Японии» - год
Великого землетрясения в Канто, унесшего десятки тысяч жизней. И сам сосай,
рассказывая в своих книгах об обстоятельствах своего рождения, практически
всегда упоминал это страшное событие. К примеру, в «Дайнамикку каратэ» (Токио,
«Нитибо сюппанся», 1966) он писал: «Я родился в богатой крестьянской семье в
12-й год Тайсё (1923), в год Великого землетрясения в Канто».
Наибольшее
распространение получила версия, по которой Ояма появился на свет 27 июля 1923
года в Токио в районе Сугинами. Однако изучение документов, связанных с именем
этого человека, начавшееся после его смерти, в обстановке развернувшейся
ожесточенной борьбы в судах за права на его наследие, опрокинули и дату рождения
Оямы, значившуюся во всех прижизненных изданиях его работ, и обе версии места
его рождения. На самом деле основатель Кёкусинкай Ояма Масутацу родился не в
Токио! И не в Маньчжурии! И не в 1923 году!..
Удивительным открытием как для
исследователей биографии сэнсэя и журналистов, так и для многих близких людей
Оямы Масутацу явилось обнаружение того факта, что он на протяжении многих лет
вел двойную жизнь, являясь – в нарушение требований закона – гражданином сразу
двух стран – Японии и Южной Кореи, с двумя паспортами и с разными записями в
японских и южнокорейских книгах актов гражданского состояния…
До 1968 года
Ояма Масутацу – кореец по национальности, урожденный Чхве Юн-и – по документам
являлся гражданином единой (до разделения Севера и Юга) Кореи, а фактически –
гражданином Республики Корея (Южная Корея). В 1968 году он официально принимает
японское подданство. Но при этом не отказывается и от гражданства Южной
Кореи…
Действующие законы Японии и Южной Кореи не допускают двойного
гражданства. В параграфе 5 статьи 5 «Закона Японии о подданстве» говорится: «С
получением японского подданства лицо утрачивает прежнее гражданство
(подданство)». Примерно то же самое значится и в пункте 5 статьи 15 «Закона
Республики Корея о гражданстве»: «Гражданин Республики Корея, добровольно
принимающий гражданство (подданство) другого государства, становится гражданином
(подданным) этого государства и утрачивает гражданство Республики
Корея».
Однако законы обоих государств не регламентируют четко процедуру
перемены гражданства. В частности, в них ничего не говорится о том, что
гражданин Кореи, принимающий японское подданство, обязан подать в
соответствующие органы Японии и Южной Кореи какие-либо документы, подтверждающие
аннулирование гражданства Южной Кореи!
При этом обязанность аннулировать
прежнее гражданство лежит на самом гражданине. Никакого согласования на
государственном уровне не происходит. Иными словами, гражданин Южной Кореи,
принимающий японское подданство, просто уведомляет компетентные японские органы
о том, что он отказался от гражданства Южной Кореи. А соответствующая инструкция
Министерства юстиции Японии определяет всего лишь, что «лицо, принимающее
японское подданство, должно принять меры для аннулирования двойного
гражданства». И всё… Иными словами, пока сам иммигрант не приложит усилий для
ликвидации своего двойного гражданства, он будет оставаться гражданином обоих
государств.
Естественно, что такая ситуация приводит к тому, что многие
корейцы, постоянно проживающие в Японии и состоящие в браке с лицами японской
национальности, оказываются обладателями двойного гражданства. Это признает,
например, советник центральной штаб-квартиры Южнокорейской общины в Японии Ким
Чхисун, который говорит: «Многие граждане Южной Кореи, принимая японское
подданство, в конечном итоге – не важно сознательно или несознательно, но
оказываются гражданами двух государств».
Сейчас мы не будем обсуждать
причины, побудившие Ояму противозаконно сохранить двойное гражданство. Для нас
важно лишь то, что, вместо фактически одного человека, по документам Японии и
Южной Кореи одновременно существовало два: гражданин Южной Кореи Чхве Юн-и и
подданный Японии Ояма Масутацу. Соответственно, в Южной Корее и в Японии имелись
два разных комплекта документов, фиксировавших основные события в его жизни. И
этот факт вскрылся вскоре после смерти Оямы.
Сомневаться в том, что в
соответствующих японской и корейской книгах актов гражданского состояния речь
идет об одном и том же человеке, не приходится. Практически вся информация в них
совпадает. Расхождения – только в трех пунктах: «Дата рождения», «Семейное
положение» и «ФИО лица, подавшего уведомление о кончине». Всё остальное –
совершенно идентично: и название места рождения, и имена родителей, и день и час
и место кончины… Эти данные неопровержимо доказывают, что гражданин Южной Кореи
Чхве Юн-и и подданный Японии Ояма Масутацу – одно и то же лицо.
При этом,
если в японской книге актов гражданского состояния значится, что Ояма Масутацу
родился 27 июля 1923 года (по новому стилю!), то в соответствующей корейской
книге дата рождения другая: 4 июня 1922 года (по старому стилю!). Фактический
день рождения – один и то же, а годы – разные! Причем корейской книге приходится
отдать предпочтение в смысле достоверности, поскольку именно она является
оригинальной, первоначальной.
Факты двойного гражданства Оямы и его рождения
в Корее, а не в Японии или Маньчжурии, как утверждалось ранее, стали известны
практически сразу после его смерти. Уже 27 апреля 1994 года, на следующий день
после смерти Оямы, в целом ряде массовых японских газет, в частности, в «Асахи
симбун», «Майнити симбун», «Никкан супоцу» и других, были опубликованы заметки,
посвященные кончине Оямы. И во всех них в качестве места его рождения значится:
«Корея, Сеул»!
Однако журналисты ошибались: Ояма действительно родился в
Корее, но не в Сеуле! Информация о подлинном месте рождения мастера и вообще о
подлинных фактах его детско-юношеской биографии начала просачиваться в прессу
несколько позже…
В 1995 году по случаю годовщины со дня смерти Оямы в
нескольких журналах, посвященных единоборствам, а также в книге его вдовы Оямы
Тияко «Вага фу Ояма Масутацу» (Токио, «Бэсубору магадзинся») были впервые
обнародованы некоторые подлинные факты биографии Оямы. В частности, сообщалось,
что Ояма «окончил начальную школу в «Рютимэн» (龍池面)» и «поступил в среднюю школу
Эйсё («Выдающихся заслуг») в Сеуле». Однако в этих публикациях нигде прямо не
говорилось о том, что Ояма родился в Корее. Что же касается топонима «Рютимэн»,
фигурировавшего в этих публикациях, то лишь единицы японцев могли сообразить,
что речь идет не о японском, а о корейском топониме «Ёнъчи-мйон».
Лишь в 1997
году из критической биографии Оямы Масутацу, написанной Мотои Саэсато «Ояма
Масутацу-но синдзицу» (Токио, «Китэнся»), широкая японская публика узнала
подлинное имя основателя Кёкусинкай – Чхве Юн-и – и точное место его рождения –
село Ёнъчи Мйонваёнъ в уезде Кимче-гун в провинции Чхолла пук-до в Южной Корее
(впервые точное место рождения Оямы было обнародовано в 1994 году в памфлете,
выпущенном Кёкусин кайкан к официальной церемонии похорон Оямы Масутацу). Однако
дата рождения в книге Мотои осталась прежней: 27 июля 1923 года.
Другой
исследователь биографии мастера, Иэтака Ясухико, ознакомившись с корейской
книгой регистрации актов гражданского состояния, указал в своей книге
«Дзицуроку!! Кёкусин дайран («Великая смута в школе Кёкусин. Подлинные
документы!!» Токио, «Тохо сюппан кабусики кайся», 2006) на ошибочность даты
рождения Оямы, которая значится в японских публикациях, и назвал ту, которая
значится в корейских документах: 1922 год.
Однако точку в этой истории стало
было еще рано. Японские журналисты Кодзима Кадзуси и Цукамото Ёсико, много лет
отдавшие служению Кёкусин кайкан, разыскали старшего брата Оямы гражданина Южной
Кореи Чхве Йонъпома и ряд других лиц, близко знавших Ояму в годы его детства.
Эти свидетели показали, что в действительности Ояма Масутацу появился на свет 4
июня (по старому стилю) 1921 года! Кодзима Кадзуси, Цукамото Ёсико подробно
рассказывают об этом в своей замечательной книге «Ояма Масутацу сэйдэн»
(«Подлинная биография Оямы Масутацу». Токио, «Синтёся», 2006).
Чхве Йонъпом
напомнил японским журналистам, что в те времена и в Корее, и в Японии, с учетом
высокой детской смертности, родители обычно не торопились сообщать в органы
регистрации о рождении ребенка. Действительно, в начале ХХ века Япония и Корея
были бедными странами, медицинское обслуживание было значительно хуже, чем
сейчас, и многие дети умирала, не дожив до года, от различных болезней и просто
по причине антисанитарии. Поэтому, чтобы избежать лишних хлопот и материальных
затрат, многие родители уведомляли власти о рождении ребенка лишь по прошествии
года и более с момента его реального рождения. Играл определенную роль и такой
фактор, как традиционные для Дальнего Востока представления о благоприятных и
неблагоприятных датах, в силу которого родители обычно стремились – хотя бы на
бумаге – обеспечить своему ребенку удачную дату рождения.
Таким образом, Ояма
Масутацу родился в 1921 году, но родители зарегистрировали его рождение в управе
села Ёнъчи Мйонваёнъ только в 1922 году. Поэтому именно эта дата значится в
корейской книге регистрации актов гражданского состояния.
Так было
установлено, что основатель Кёкусинкай Ояма Масутацу (настоящее имя – Чхве Юн-и)
появился на свет 4 июня (по старому стилю; по новому – 23 июля) 1921 года в
богатой крестьянской семье в селе Ёнъчи Мйонваёнъ в уезде Кимче-гун в провинции
Чхолла пук-до в Корее (ныне территория Южной Кореи). Он был 4-м сыном и 5-м по
счету ребенком в большой семье, в которой всего было 7 детей. Отца его звали
Чхве Сынъ-хйон, а мать – Ким Пу-йонъ. У него была старшая сестра – самый старший
ребенок в семье, 3 старших брата и 2 младших. Сестра и двое старших братьев Оямы
уже умерли, но зато его старший брат (появившийся на свет непосредственно перед
Оямой в 1919 году) Чхве Йонъпом и еще два младших брата живы и здоровы (по
состоянию на 2006 год).
Алексей Горбылёв